(Anaxagoras)(ок. 500 до н.э., Клазомены, ныне на терр. Турции - 428 до н.э., Лампсак, ныне на терр. Турции)
Разрабатывал вопросы математики и астрономии. Около тридцати лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 430-х гг. был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни (с 434-433 до н.э.) провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего - Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного
множества мельчайших чувственно не воспринимаемых частиц всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Космический вихрь, постепенно замедляяс
ь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого Эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение частицы стрем
ятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества. Однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо "во всем имеется часть всего", каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остает
ся неизменным. Эти принципы предположительно относятся не только к частицам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование гомеомерий), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного.
А. был первым ученым, давшим правильное об
ъяснение солнечных и лунных затмений, и первым, кто изложил ясное учение о фазах Луны. Он интересовался натуральной астрологией, т.е. связью циклических природных явлений с ритмичным движением небесных тел. Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, А. учил, что звезды состоят из той же м
атерии, что и наша Земля, и что Солнце есть пылающая масса; что Луна - темное необитаемое тело, получающее свой свет от Солнца; а кометы - блуждающие звезды или тела.
Античный писатель III в. Диоген Лаэрций сообщает, что А. предсказал падение камня с неба. О нем рассказывали, что однажды, придя в
Олимпию, он сел на стадионе в кожаном плаще, как если бы должен был пойти дождь, - что и произошло. По свидетельству Филострата, А. предсказал, что некий дом рухнет, и не ошибся. Когда его спросили, ради чего он родился на свет, А. ответил: "Ради созерцания Солнца, Луны и неба".
Именем А. названы