Анаис Демустье — о том, как играть любовь, имитировать секс и обогащать эти действия социальным подтекстом.
В российском прокате — французская мелодрама «Откровение» с шокирующим сюжетом о студенческой проституции. «Известия» встретились с 24-летней французской актрисой Анаис Демустье, сыгравшей одну из главных ролей.
— Фильм снят польским режиссером Малгожатой Шумовской. Картина действительно рассказывает о насущной для Франции проблеме или это поверхностный взгляд со стороны?
— Это большая проблема Франции — проституция среди студенток. Но мало кто знает о ней.
— Вы часто соглашаетесь на проекты из-за их социального посыла?
— Я действительно снималась во многих фильмах социальной направленности, в том числе в арт-проектах, сделанных в почти документальной стилистике. Что касается «Откровений», я сначала посмотрела документальный фильм о студентках-проститутках. Они все утверждали, что это их свободный выбор. Что в их жизни все ОК, они могут сами выбирать клиентов и т.д. Это меня поразило. В нашем фильме моя героиня вслух говорит то же самое. «Да, я много зарабатываю, могу многое себе позволить, бла-бла-бла…» Но за этим она прячет что-то мрачное и очень для себя важное. Возможно, прячет это даже от самой себя.
— Малгожата Шумовска — радикальный режиссер. Вам легко было с ней работать?
— Сложно. Она постоянно меняла мизансцены уже на площадке. Мы отходили от сценария, и иногда на очень приличное расстояние — даже в сексуальных эпизодах, что делало их еще более сложными. У меня фактически не было опыта постельных сцен — лишь в одном фильме, но там я играла любовь, а не чистый секс. В постельных сценах всегда важно четко знать, как себя вести. Всё должно быть расписано по секундам. В «Откровениях» так не получалось. Но постепенно мы привыкли, что работать с Малгошкой означает постоянно импровизировать. Меня, например, удивил монтаж. Малгошка все перемешала и обогатила картину. Например, финальная сцена — когда во время добропорядочного буржуазного ужина героиня Жюльет Бинош вместо своих гостей видит «клиентов» девочек. Причем голыми. Этой сцены не было в сценарии. Но Малгошка придумала ее заранее, потому что у всех актеров спрашивала: «Вы будете свободны 23 мая?» В этот день она еще раз созвала всех на площадку и сняла то, что хотела.
— Ваша героиня несколько раз повторяет: «Хочу большего». Причем касается это исключительно материальных благ. Это типичная черта ваших ровесниц и соотечественниц?
— Да, это удивительно материалистическое поколение.
— А вы? Вы ведь фактически не снимаетесь в коммерческом кино.
— Пока в моей фильмографии исключительно авторские проекты. Но я не исключаю, что в один прекрасный момент мне, например, захочется сыграть в комедии.
— Как к «Откровениям» отнеслись ваши друзья и близкие?
— Друзьям, по-моему, понравилось. А родители фильм не видели. Боюсь, что для них это будет не совсем привычный угол зрения. Малгошка сразу нам объяснила, что все события в картине рассматриваются с точки зрения добропорядочной семьянинки, героини Жюльет Бинош. А она ведь, в конечном итоге, ощущает, что тоже занимается проституцией — в этой ее буржуазной квартире, с этим ее нелюбимым мужем. С этой работой в гламурном журнале.
— Ваши родители имеют отношение к кинематографу?
— Нет, никакого. Я с севера Франции, из городка Лилль. Из семьи среднего класса. Мои родители не богатые, но и не бедные — так же, кстати, как и у моей героини. Когда мне было 14, я снялась у Михаэля Ханеке во «Времени волков», в крошечном эпизоде. И потом ассистент по актерам сказала моим родителям, что я не боюсь камеры и это — редкость. С тех пор ждала, когда мне исполнится 18, чтобы переехать в Париж и стать актрисой.
— Что вас больше всего поразило в работе с Изабель Юппер, которая тоже снималась во «Времени волков»?
— Ее уникальная концентрация. Тогда, впрочем, я была слишком мала, чтобы это оценить.
— А в работе с Жюльет Бинош?
— Жюльет совсем не похожа на Изабель. Она более открыта. Из наших с ней отношений вне площадки многое перешло в фильм. До этого проекта мы не были знакомы, а в перерывах между съемками много болтали. Приходилось делиться сокровенным, ведь это было важно для наших ролей.
Фильм «Откровение» — редкий случай, когда переименование российской версии вызвано в большей степени необходимостью, чем прихотью российских прокатчиков. В оригинале картина называется Elles («Они»). Но написать на наших афишах «Девчата» было бы действительно глуповато, тем более что Elles («Они») читается так же, как Elle («Она»), а это уже не просто местоимение, а название одного из главных глянцевых журналов мира, диктующего моду не только на одежду, но и на образ мыслей.
Для этой-то «библии современной женщины» главная героиня фильма, журналистка Анна (Жюльет Бинош) готовит материал о студенческой проституции в Париже. Объектом ее внимания становятся две молодые девушки. Одна приехала учиться из Польши, другая — местная.
«На панели», как принято было говорить в литературе позапрошлого века, студентки оказались по разным причинам, но проституция для обеих становится самым доступным способом решить проблемы. Они сводятся к одному: жить в самом роскошном городе мира и не иметь возможности позволить себе то, что рекламируется на страницах Elles, Vogue и пр., означает влачить существование жалкого лузера. Чего девушки, конечно же, не хотят.
Откровения подопечных постепенно меняют самосознание Анны. И ее собственный брак, держащийся не на любви, а на привычке, и ее благополучный дом начинают казаться журналистке ценностью столь же морально сомнительной, как и вознаграждение, которое получают молодые девушки от своих клиентов.
В общем, героиня Бинош приходит к выводу, давно уже сформулированному российской писательницей Анной Козловой — автором сценария к сериалу «Краткий курс счастливой жизни», а до нее не одним десятком философствующих феминисток: буржуазный брак — это узаконенная проституция.
В финале, во время ужина с друзьями мужа, Анна видит на местах этих респектабельных господ совершенно голых клиентов, о которых рассказывали ей девушки. Видимо, радикальный финал призван несколько оживить рассказанную в «Откровениях» нравоучительную историю.
Что в фильме действительно хорошо, это актрисы. И Бинош, и ее молодые партнерши — полька Джоанна Кулиг и француженка Анаис Демустье — играют так, будто именно им выпала миссия рассказать, что такое для женщины «жить не по лжи». И делают это так искренне, что моментами поневоле заслушаешься.