Аалто ввел в зодчество Финляндии авангардный стиль, утвердившийся на фоне господствовавших здесь до сих пор модерна и классицизма (последнему он отдал дань в ранних своих вещах).
ААЛТО, АЛВАР (Aalto, Alvar) (1898–1976), финский архитектор, представитель функционализма, близкого органической архитектуре.
Родился в Куортане (центральная Финляндия) 3 февраля 1898 в семье инженера-геодезиста. Занятия в Политехническом институте Хельсинки были в 1918 прерваны войной за независи
мость страны (или «финской гражданской войной»), в которой Аалто принял активное участие на стороне «белофиннов». Получив диплом архитектора (1921), работал в Ювяскюля и Турку. Переехав в 1933 в Хельсинки, организовал свою собственную фирму «Артек» (1935). В 1924 женился на Айно Марсио, тоже архитек
торе по профессии, которая была его постоянным соавтором вплоть до своей кончины в 1949.
Элегантная чистота его функционалистской манеры четко определилась в зданиях редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927–1929), туберкулезного санатория в Паймио (1928–1933) и городской библиотеки в Вийпур
и (ныне Выборг; 1930–1935). Аалто ввел в зодчество Финляндии авангардный стиль, утвердившийся на фоне господствовавших здесь до сих пор модерна и классицизма (последнему он отдал дань в ранних своих вещах). Строгость линий и пространственных композиций соединилась в этих трех этапных постройках с по
этическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки; волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами
превратилась в характерную примету «фирменного стиля» Аалто. Другими приметами стали свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости, и постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами типа дерева, камня и кирпича. Благодаря всему э
тому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой европейский (и более сдержанный) аналог творчеству Ф.Л.Райта. Знаменательно, что и первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались не на чертежной доске, а из свободных эск
изов, порой принимавших вид красочных абстракций.
Упрочил свою репутацию, спроектировав финские павильоны для всемирных выставок в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939–1940). Получив звание профессора Массачусетского технологического института (Кембридж, США), в 1940–1947 работал в основном в США. Ср
еди его послевоенных чрезвычайно многочисленных построек выделяются Общественный центр в Сяюнатсало (1950–1952), Педагогический институт в Ювяскюля (1952–1957), комплекс Политехнического института в Отаниеми (1954–1969) и дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967–1971). Строил также в США, ФРГ, Франции,
Италии, Иране и других странах. Проявил себя и как замечательный, экологически чуткий градостроитель: особенно при возведении целлюлозного комбината в Суниле и прилегающего рабочего поселка (1936–1939; 2-я очередь 1951–1954). Радикально модернизировал облик церковного здания, пространственно раскрыв
его к природе (церковь в Вуоксенниске, 1956–1958; и др.). По-своему архетипическими для скандинавского образа жизни стали спроектированные им загородные виллы (вилла «Майреа» в Нормарку, 1938–1939; и др.). Аалто (начиная с работ по меблировке санатория в Паймио) стоял и у истоков современного финск