Природа щедро одарила ее и талантом, и яркой внешностью. Экзотическая красавица покоряла и влюбляла публику сразу после появления на сцене. Загадочная гибкая смуглянка имела аристократическое происхождение. Далекие предки актрисы с черными, как смоль, волосами и миндалевидными глазами – испанские дворяне Левендера, которые эмигрировали из Испании еще в XVI веке. Аналогично сложилась судьба и этой красивой девушки.
Мы все неоднократно слышали фразу: 'Нет пророка в своем отечестве'. Ее правдивость ощутили на себе немало успешных и известных людей, которым в свое время пришлось покинуть страну, в которой они родились, и отправиться в поисках лучшей доли, иногда за океан. Среди них эмигрантка Алла Назимова, которой в 1916 году удалось покорить Голливуд.
Природа щедро одарила ее и талантом, и яркой внешностью. Экзотическая красавица покоряла и влюбляла публику сразу после появления на сцене. Загадочная гибкая смуглянка имела аристократическое происхождение. Далекие предки актрисы с черными, как смоль, волосами и миндалевидными глазами – испанские дворяне Левендера, которые эмигрировали из Испании еще в XVI веке. Аналогично сложилась судьба и этой красивой девушки.
Алла Назимова (настоящее имя Мириам Аделаида Левентон) родилась 1879 года в Ялте, в состоятельной еврейской семье. Первые годы жизни все звали ее Адель, но впоследствии мама девочки решила, что имя Алла более благозвучное и лучше подходит дочери. Кроме Аллы в семье росло двое детей: Владимир и Нина.
Родители Аллы были скандальной парой. Конфликты и даже драки были постоянным явлением в семье. А провоцировал их отец Аллы, человек деспотичного и вспыльчивого характера, подверженный приступам гнева. Детство Аллы, которое проходило в атмосфере постоянных ссор, никто не назвал бы счастливым.
Вскоре семейство уехало в Швейцарию и некоторое время проживало неподалеку от Цюриха. Там произошел окончательный разрыв отношений родителей Аллы: отец выгнал жену из дома, поэтому она вынуждена была уехать в Одессу, оставив детей с отцом. Впоследствии отец с детьми вернется в Ялту, где женится во второй раз.
Алла была талантливым ребенком – хорошо пела, научилась играть на скрипке. Кроме того, Алла хорошо шила, придумывала новые фасоны одежды
. Одаренную девушку стали приглашать выступать на концертах, но строгий отец запрещал ей появляться перед публикой под своим именем. В качестве псевдонима Алла выбрала фамилию героини своей любимой книги 'Дети улицы' Надежды Назимовой.
В пятнадцать лет девушка начала ходить в женскую католическую школу в Одессе. Ее успехи в учебе были небольшими. То поведение не самое лучшее, то Алла часто вызывающе разговаривала с учителями, нередко передразнивала их, чем смешила других учениц. Сухая и скучная школьная премудрость не так ее манила, как театр. Сцена – вот о чем мечтала талантливая и честолюбивая девушка. Поэтому через год Алла поехала в Москву, где ей, несмотря на специфический южный акцент, удалось поступить на курс В. Немировича-Данченко в музыкально-драматическое училище.
После смерти отца жених ее сестры Нины умудрился быстро протранжирить все отцовское наследство. Алла оказалась буквально на улице без средств для существования. Зарабатывать на жизнь ей приходлось, убирая комнаты в отеле. Со временем материальное положение девушки несколько улучшилось вместе с положительными изменениями в ее творческой жизни. Продолжая учебу в театральной школе, Назимова начала играть в Московском художественном театре. Правда, в большинстве случаев ей доставались роли девушек из толпы или горничных.
Поняв, что больших ролей, которые дадут ей возможность показать свой сценический талант, в московском театре она не дождется, Алла уехала в провинцию, в Бобруйск. Там у нее не сложился брак со студентом театральной школы Сергеем Головиным. После непродолжительного замужества ей пришлось вернуться в Москву и снова играть лишь эпизодические роли.
В 1900 году капризная госпожа Фортуна, видимо, решила, что провинциальная актриса Назимова уже достаточно натерпелась от капризов судьбы. Поэтому наградила А
лу за ее настойчивость и стойкость, с которой девушка переносила все житейские невзгоды. Именно в этом году на покрытом тучами горизонте судьбе молодой женщине засияли первые проблески солнца.
Назимова знакомится с известным актером и импресарио Павлом Орленевым и выходит за него замуж. В спектаклях театра своего мужа Алла исполняет главные роли, и это становится для нее отличной школой профессионального мастерства. Пьесы с ее участием пользуются успехом в Петербурге. В 1904 году во время гастролей в Ялте Назимова познакомилась с А. П. Чеховым. Писатель был поражен ее сценическим талантом.
Осенью того же года Орленев и его труппа выезжает на гастроли сначала в Европу, а впоследствии – в Америку. В то время в США проживало немало эмигрантов из России, для которых труппа играла пьесы Чехова, Горького, Ибсена.
Для Аллы снова начинаются нелегкие времена: довольно средний показатель успеха на сцене и настоящий ад дома. Орленев часто выпивал, в состоянии опьянения совершенно не контролировал себя, устраивал жене скандалы. Доведенная до отчаяния, Алла поступила так же, как когда-то, много лет назад, ее мать – бросила мужа, отправившись в Россию.
В Москве в 1905 году было слишком неспокойно: царили революционные настроения, происходили уличные демонстрации, которые разгоняли вооруженные казаки. Испуганная увиденным и услышанным в своей стране, Алла Назимова понимает, что жизнь в Америке для нее будет намного спокойнее, чем в России. Больше в Россию она не вернется.
В Америке Алла понимает, что отныне может рассчитывать только на себя. Назимова решила любой ценой покорить американскую публику. Всего за четыре месяца она отшлифовала свой английский язык и осенью 1906 года сыграла в первом англоязычном спектакле, выполнив одну из лучших своих ролей – Гэдди Габлер. Тогда к ней и пришел долгожданный успех: единогласна
я поддержка театральных критиков, провозгласивших Аллу Назимову 'королевой сцены'.
Благодаря Назимовой, для поддержки российских актеров в Америке создается Благотворительный российский фонд, куда жертвуют деньги американские миллиардеры и российские бизнесмены-эмигранты. Ее актерская игра имела бешеную популярность, как писали тогда газеты: 'Хрупкая россиянка превзошла всех любимцев публики'. Юджин О'Нил, будущий выдающийся драматург, посетил представление, где Назимова играла Гэдди Габлер, десять раз!
Именно Назимова открыла Америке метод Станиславского, о котором еще никто не слышал. Также рассказала, что 'нет маленьких ролей, есть маленькие актеры', пояснила принципы актерского ансамбля. Для Америки тех времен это было настоящим откровением, сенсацией. Актриса прекрасно подавала себя на сцене: умело пользовалась гримом, а свой небольшой рост компенсировала высокими каблуками и даже стульями, скрытыми в драпировках пышного платья.
Быстро Алла становится знаменитостью, ее приглашают в Белый дом, где Назимова знакомится с Теодором Рузвельтом. А в 1912 году Назимова выходит замуж за сценического партнера Чарльза Брайанта. Это был высокий, красивый мужчина, но не слишком талантливый актер. Но он окружил жену вниманием и заботой. К сожалению, их семейное счастье длилось недолго, уже через несколько лет Брайант надоел Алле. Однако расставаться она не хотела, боялась одиночества и старалась сохранить статус замужней дамы. К тому же муж вел ее дела и помогал совершенствовать знания английского языка.
В 1916 году продюсер Дэвид Селзник уговаривает Аллу испытать свои силы в кино, снявшись в фильме 'Невесты войны'. Ей уже исполнилось тридцать семь лет – не лучший возраст для того, чтобы начать карьеру в кино. Но Назимова никогда не боялась начинать жизнь с чистого листа, всегда была готова к риску.
Поэтому она рискнула и сейчас. Наградой стала мировая слава.
Кроме того, практически сразу Назимова стала одной из богатейших актрис Америки. Ее минимальная зарплата достигала 13 тысяч долларов в неделю – многие голливудские звезды о таком могли только мечтать. Назимовой предлагают сняться в фильме 'Дама с камелиями' с Рудольфо Валентино, еще одной будущей суперзвездой Голливуда (впоследствии именно этот актер нанесет ей глубокой душевной травмы, женившись на ее подруге Натальей Рамбовой).
Знаменитая актриса приобрела на Сансет-бульваре роскошный дом в испанском стиле и назвала его 'Сад Аллы'. Во дворе усадьбы Назимовой был огромный бассейн, который повторял контуры Черного моря. Дом вокруг окружал огромный парк, где росли апельсины и пальмы. Имение обслуживали шесть слуг. Брайант сам возил жену на роллс-ройсе, потому Назимова так и не научилась водить автомобиль.
В доме актрисы устраивали вечеринки, на которых собиралась вся элита Голливуда. Частенько сюда наведывался гениальный актер Чарли Чаплин, бывал Шаляпин. Гости смотрели европейские фильмы, Алла пела для них русские песни.
На Родине актрисы любители кино практически ничего не знали о своей талантливой соотечественнице. Ведь если во времена НЭПа в СССР картины с ее участием были доступны для зрителей, то, начиная с 30-х годов, фильмы с Назимовой уже не попадали на советские киноэкраны.
В 1923 году с гастролями Америку посетила труппа Московского художественного театра, приехал и Станиславский, с системой которого Алла в свое время познакомила пораженный Запад. Ее бывший наставник не посетил ни одного спектакля с участием Назимовой, хотя прислал актрисе букет цветов с запиской: 'Вам, Алла Назимова, за то, что были с нами в дни нашего творческого детства'. Но Станиславский и Назимова все-таки встретились и долго беседовали.
Из этой беседы актриса сделала вывод, что ей лучше не возвращаться в Москву.
Назимова всегда мечтала о чем-то большем, чем амплуа героини мелодрам. Однажды она идет на очередной риск и вкладывает собственные деньги в два проекта - 'Дом кукол' и 'Саломею', - но публика довольно холодно воспринимает их. Финансовое состояние Аллы пошатнулось, ей пришлось продать свою шикарную виллу. Именно в это время Брайант переезжает от нее в Нью-Йорк.
Далее – серия стабильных, но скучных для темпераментной актрисы ролей в кино. Кино все больше надоедает Назимовой, и она решает вернуться на театральную сцену, поняв, что единственным настоящим ее призванием был и остался театр. Она гастролирует в Лондоне и Париже, в ее репертуаре – Чехов, Бернард Шоу. Однако не покидает мир кино полностью: на экранах актриса появлялась еще в 40-х годах, правда, в эпизодических ролях. Последнюю свою роль Назимова сыграла в 1944 году.
Последние годы жизни Назимова прожила тихо и незаметно, скромно одевалась, сама ходила пешком за покупками, писала мемуары. Умерла выдающаяся актриса в 1945 году в Лос-Анджелесе, оставив для потомков неопубликованную книгу воспоминаний и три десятка фильмов, в которых сыграла. На похоронах Назимовой читали вслух подчеркнутые ее рукой отрывки из двух книг, лежавших на тумбочке актрисы: 'Этики' Спинозы и 'Размышлений' Марка Аврелия. В этих отрывках речь шла о том, что все в мире является относительным, громкая слава является быстротекущей, и даже память о ней быстро погружается в забвение.
1) Алла Назимова дружила с актрисой Эдит Лакетт и была крестной матерью ее дочери Нэнси, будущей жены 40-го президента США Рональда Рейгана.
2) Владимир Левентон, родной брат Аллы Назимовой, также эмигрировал в Америку и прославился в 40-х годах как известный продюсер кино Вэл Льютон