Популярные личности

Алкман

Древнегреческий поэт второй половины VII века до н. э., представитель хоровой лирики.
Категория:
Гражданство:
Греция
Биография

Краткая биография

Древнегреческий поэт второй половины VII века до н. э., представитель хоровой лирики.


Алкман жил и работал в Спарте в период после 2-й Мессенской войны. В античности существовала традиция, согласно которой хотя он и родился в Мессе, однако происходил от родителей-рабов родом из Сард в Лидии. Алкман — представитель хоровой лирики. В Спарте он был руководителем хоров, для которых сочин

ял мелодии, складывал слова и разрабатывал танцевальные движения под песню; Алкман — первый известный по сохранившимся фрагментам греческий поэт, писавший песни для хора.

Корпус произведений Алкмана, собранный александрийскими филологами, составлял 6 книг. По меньшей мере две из них содержали пар

фении, которые принесли поэту наибольшее признание. Парфений представляет собой разновидность хоровой мелики; это «девичья песнь», предназначенная для исполнения хором девушек. (Девичьи хоры были широко распространены в Спарте, где особенно почитались Аполлон и богиня-девственница Артемида.) Парфени

й отличался от гипохермы отсутствием экспрессивной мимики и быстрого танца, был ближе к торжественно-процессуальному просодию, от которого отличался большей грациозностью.

Один из них, и лучше всех сохранившийся (семь строф по 14 стихов, предположительно две трети или даже три четверти от целого

текста), был найден совсем недавно, в 1855 г., на папирусе. Этот парфений был написан к чествованию Артемиды Орфии. Текст песни складывается из нескольких отдельных частей, связанных между собой формулами, обозначающими конец одного и начало другого сюжета; прославление древних героев Спарты (братье

в Диоскуров, Кастора и Полидевка, затем сыновей Гиппокоонта, убитых Гераклом), размышления о «могуществе богов и бренности человеческой жизни», вытекающие из этого моральные предписания; далее — прославление самого хора, который исполнял парфений, и его отдельных участниц, которые исполняли танец. (

Прославление в гимне простых людей наряду с богами и героями является весьма важным нововведением, свидетельствующим о прогрессе светской поэзии, возникшей в недрах религиозной песенной культуры.) Интонация сохранившейся части парфения камерная, свободная; описание девушек изящно и деликатно (и не л

ишено юмористических нот). Вообще, ни в одном известном фрагменте текстов Алкмана нет характерной для Спарты строгости; легки и подвижны даже размеры, которыми пользуется поэт.

Алкман писал также пеаны (гимны богам; Зевсу Пифийскому, Кастору и Полидевку, Гере, Аполлону, Артемиде, Афродите), гипоф

егматы (танцевальные песни), эротики (любовные песни), эпиталамии (свадебные песни), сколии (застольные песни). Фрагменты, которые сохранились от текстов Алкмана, отличает такая же непринужденность, характерная для того случая, когда автор «не заботится о своем положении и о мнении критики».

Алкм

ан тонко чувствовал природу; он создавал прекрасные метафоры, называя, например, морскую пену «цветком волны», а поросшие лесом горы — «грудью темной ночи». Темы лирики Алкмана разнообразны; он обращается к Музам с просьбой «зачать прелестную песню» и «зажечь покоряющей страстью» гимн, указывая, что

свою мелодию и слова он заимствовал у куропаток («Знаю все напевы я птичьи…»). Он увещевает свое сердце беречься Эрота, который «бешеный дурачится, как мальчик», и «милостью Киприды нисходит вновь, согревая сердце». Ему принадлежит первая в своем роде картина тишины вечера (воспетая позже Гете, сти

х. «Uber alien Gipfein ist Ruh», и Лермонтовым, стих. «Горные вершины»); чрезвычайно известный фрагмент, в наше время названный «ноктюрном», который «в метких, пленительных стихах» описывает глубокий покой природы, когда на мир опустилась ночь. Уже будучи стариком, он в грациозных стихах обращается

к «милым девам», «певицам прелестноголосым». Эротики Алкмана в древности высоко ценились.

Такому поэтическому настроению у Алкмана в то же время сопутствует настоящий натурализм, когда он хвалит свою простую пищу и заявляет о невозможности наесться досыта. Алкман ценит «железный меч не выше прекр

асной игры на кифаре»; бывает, не чужд пессимизму: «И нить тонка, и жестока Ананке!» (Ананке — богиня необходимости).

Благодаря богатству метрики, Алкман стал образцом для позднейших поэтов; его метрические нововведения очень важны; он употребляет не только все метры, которые использовались до не

го — гекзаметр, ямб, трохей, амфимакр (долгий, краткий, долгий) — но еще и бакхий (краткий и два долгих). Алкман считается создателем т.н. Алкмановой строфы, которую использует напр. Гораций. Алкмана считают одним из «полагателей» поэзии как таковой — он обработал и зафиксировал импровизированные пе

снопения, происходящие из древней музыкально-танцевальной традиции, т.е. «овеществлял» процессы трансформации культуры музыкально-танцевальной в культуру собственно поэтическую.

В Спарте, где на протяжении нескольких столетий он был глубоко почитаем, ему поставили памятник. Его чтили и прилежно ч



Поделиться: