Как литературный персонаж девочка появилась в 1965-м, и с тех пор было написано более 50 повестей и рассказов. Часть алисианы с большим успехом 'перекочевала' в кино, на телевидение и в видеоигры.
Среди русскоязычной зрительской и читательской аудитории Алиса Игоревна Селезнёва получила широкую известность, став своего рода культурным феноменом, который не гаснет на российском небосклоне вот уже более полувека. Настоящей 'суперстар' стала Алиса, которую сыграла актриса Наталья Гусева в культовом киносериале 'Гостья из будущего', однако ее образ существенно отличался от книжного.
Все фантастические истории об Алисе неофициально именуют 'Приключениями Алисы' ('Alisa's Adventures'). Как литературный персонаж девочка появилась в 1965-м, и с тех пор было написано более 50 повестей и рассказов. Часть алисианы с большим успехом 'перекочевала' в кино, на телевидение и в видеоигры.
В книгах Кира Булычёва Алиса – девочка из фантастической Москвы конца 21-го века. Писатель рассказывает о приключениях москвички, охватывая ее возраст, начиная с трех лет и заканчивая тринадцатью годами. Впрочем, чаще всего Булычёв описывает эпизоды из ее жизни, когда девочке-школьнице было десять-двенадцать.
Все действия происходят в стереотипном мире. В Алисиной действительности люди научились перемещаться в пространстве быстрее скорости света. Роботы и пришельцы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Путешествие во времени – реальность, однако перемещения используются только для научных целей. Так, сама Алиса использовала машину времени, чтобы отправиться в 'Эпоху Легенд' на 26 тыс. лет назад.
Алиса – полная жизни девочка-подросток из советской средней школы. Кроме посещения кружка юных натуралистов, любопытная непоседа любит путешествовать на далекие планеты, спускаться на неизведанные глубины, рассекать пространственно-временной континуум, бороться с космическими пиратами и т.д. Алиса – единственная дочь Игоря Селезнёва и Киры Селезнёвой. Ее мать – прославленный архитектор Солнечной системы. Кира, помимо прочего, построила культурный центр на астероиде Паллада. Ее отец – космозоолог, профессор зоологии и автор многочисленных научных трудов. Игорь возглавляет московский зоопарк Космозоо.
Имена Алисы, Игоря и Киры взяты не случайно. Девочка названа в честь дочки Булычёва, мать – в честь его жены, а имя отца – реальное имя самого писателя. Однако, кроме имен, ни по внешнему виду, ни по характеру вымышленные персонажи не напоминают реальную семью Булычёва. Единственное, что Кира Селезнёва, как и Кира Можейко, обе архитекторы.
О внешности самой Алисы известно немногое: светловолосая, невысокого роста, спортивного телосложения, предпочитающая мальчишескую одежду. Особенности ее поведения часто обусловлены средой ее общения. В компании взрослых Селезнёва – импульсивная, энергичная и целеустремленная особа, готовая выдвигать самые противоречивые гипотезы и догадки. Как и положено, ее заключения, как правило, оказываются куда вернее предположений и научных толкований взрослых ученых. Однако среди сверстников, особенно в паре с Пашкой Гераскиным, Алиса часто описывается спокойным, взвешенным и скептически настроенным членом исследовательской команды.
Селезнёва исповедует честность. По ее пониманию, прибегнуть ко лжи, а точнее, к хитрости, можно в том случае, если кто-то мешает ей осуществлять ее планы. Она способна обвести своих родителей вокруг пальца, но лишь для того, чтобы 'освободиться' от их чрезмерной заботы и опеки. Алиса проживает в обществе, для описания которого некоторые используют понятие 'коммунистическая утопия'. На самом деле, в космоопере Булычёва, по большому счету, царит 'разумный коммунистический порядок', где деньги потеряли свою силу, где строжайше охраняется окружающая среда и где всеми движет единое желание всё делать во благо других.
Героиня серии научно-фантастических книг, в основном, призванная удовлетворить вкусы детской аудитории, часто встречается в своих приключениях со сказочными созданиями и проявлениями сверхъестественного, будь то феи или магия. Кир Булычёв вводит пришельцев, роботов, космические корабли в свое повествование, но многие из его историй основаны на серьезных этических конфликтах и не лишены подтекста. Пацифизм, защита окружающей среды, расовая и религиозная терпимость – всех этих тем, так или иначе, Кир касается в алисиане, тогда как остатки коммунистической идеологии в более поздних книгах практически ликвидированы.
Писатель Дон Д'Аммасса (Don D'Ammassa) в своем обзоре для журнала 'Chronicle' затронул рассказы об Алисе Селезнёвой. Он сказал: 'Они наполнены причудливым юмором, абсурдными ситуациями, гротескными существами и добродушным взглядом на Вселенную в целом'.