Популярные личности

Альфред Стиглиц

Американский мастер и теоретик фотоискусства.
На фото Альфред Стиглиц
Категория:
Дата рождения:
1864-01-01
Место рождения:
Хобокен, Нью-Джерси, США
Дата смерти:
1946-07-13
Место смерти:
Нью-Йорк, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Основатель общества 'Photo-Secession'

Он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала 'American Amateur Photographer'. Именно Стиглиц стал и основателем общества 'Photo-Secession' в 1902 году.


Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) родился в 1864 году в Хобокене, штат Нью-Джерси (Hoboken, New Jersey). Был он первым сыном в семье немецко-еврейских иммигрантов Эдварда Стиглица (Edward Stieglitz) и его жены Хедвиг Энн Вернер (Hedwig Ann Werner). Отец его в то время был лейтенантом в союзной армии, однако позже он сумел уйти из армии и вплотную занялся воспитанием Альфреда, желая видеть его образованным человеком. Впоследствии в семье появилось еще пятеро детей.

В 1871-м юного Альфреда отправили в Charlier Institute – лучшую на тот момент частную школу в Нью-Йорке (New York).

В 1881 году Эдвард Cтиглиц продал свою компанию, и вся семья на несколько лет переехала жить в Европу. C 1882-го Альфред учился в Высшей технической школе Берлина (Technische Hochschule), именно тогда он серьезно увлекся фотографией.

В 1884 году его родители вернулись в Америку, но Альфред оставался в Германии до конца десятилетия. В то время Стиглиц начал собирать собственную библиотеку – позже его собрание книг по фотографии станет самым лучшим в Европе и США. Он много читал и именно тогда сформулировал свое первоначальное мнение о фотографии и эстетике.

В 1887 году он написал свои первые статьи, в том числе и 'A Word or Two about Amateur Photography in Germany' для нового британского журнала 'Amateur Photographer'. Вскоре Стиглиц начал регулярно писать на тему технических и эстетических аспектов фотографии для немецких и английских журналов.

В том же году он представил несколько собственных фотографий на конкурс 'Amateur Photographer', и его работа под названием 'The Last Joke, Bellagio' получила 1-е место.

Следом он выиграл и еще пару призов в том же издании, и с этого времени имя фотографа Стиглица начало приобретать известность в Европе, его работы начали появляться на страницах и других изданий.

Несмотря на очевидный успех в Европе, в 1890 году Стиглиц вернулся в Америку. Возвращался он весьма неохотно, однако отец его пригрозил перестать выплачивать ему пособие на жизнь, если он не желает быть вместе с семьей. Кстати, незадолго до этого в семье произошла трагедия – младшая сестра Альфреда Флора (Flora) умерла во время родов.

Вообще, Альфред, которому тогда было чуть более 25 лет, считал американскую фотографию ущербной, ибо снимки в США рассматривались лишь как отображение действительной жизни, в то время как Стиглиц уже давно понял, что фотография – это прежде всего искусство. 'Фотография в том виде, в каком я ее понимал, в Соединенных Штатах почти не существовала', - писал он позже.

Впрочем, как показало время, его приезд в Штаты оказался настоящим прорывом – молодому Стиглицу

удалось практически в одиночку заинтересовать страну 'новой' фотографией, тем самым открыв Америке мир искусства фото.

Снимки его по тем временам были более чем новаторскими. Стиглиц не создавал репортажей своими фотографиями, он просто выходил за рамки того, что до него считалось в Америке фотографией. Он бродил по улицам, снимал интересные для него детали, печатал их и… продолжал оставаться непонятым.

Примечательно, что Стиглиц никогда не увеличивал свои снимки, никогда их не ретушировал и не признавал никаких профессиональных трюков по приукрашиванию действительности.

Скоро он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала 'American Amateur Photographer'. Именно Стиглиц стал и основателем общества 'Photo-Secession' в 1902 году.

В 1905-м он открыл небольшую галерею в здании 291 на Пятой авеню в Нью-Йорке. Работы Стиглица, как и других нью-йоркских фотографов выставлялись в галерее вместе с работами Матисса, Хартли, Вебера, Руссо, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, а также с японскими эстампами и африканской резьбой по дереву. Впрочем, знакомство американской публики с признанными мастерами шло весьма сложно; так, к примеру Стиглицу пришлось вернуть все работы Пикассо, так как выставка художника с треском провалилась - 'такое' искусство никак не могло быть принято американцами.

За долгие годы работы Стиглиц собрал огромное количество фото на разные темы. Особое место в коллекции Альфреда занимают фотографии его жены - художницы Джорджии О`Кифф (Georgia O'Keeffe). Кстати, женитьба эта была для него не первой – с первой своей супругой, Эмилией Обермейер (Emmeline Obermeyer), он расстался именно из-за Джорджии, которая оставалась его другом, женой и коллегой до самой смерти.

В 1938-м Альфред перенес серьезный сердечный приступ, и с этого момента его здоровье лишь ухудшалось. Альфред Стиглиц умер 13 июля 1946 года; по его пожеланию на его похоронах присутствовали лишь несколько ближайших друзей и члены семьи.

Известно, что Стиглиц, даже став признанным мастером фотографии, очень редко продавал свои работы. Его коллекция на момент смерти в 1946 году содержала около 1300 снимков, которые Джорджия О`Кифф позже передала американским музеям.

Сегодня влияние Альфреда Стиглица на искусство фотографии в США, как и на всю культурную жизнь в целом, недооценить просто невозможно. Так, всю свою жизнь он упорно и последовательно добивался признания фотографии искусством, а также взял на себя весьма непростую миссию воспитания художественной элиты в Америке.

'На фотографии реальность такая утонченная, что она становится реальнее, чем сама реальность', - говорил фотограф.



Поделиться: