Французский политический деятель и историк, сын зажиточного купца в Анжере, за услуги монархии получившего графский титул.
Ф. посетил Петербург летом 1836 и пробыл в нём несколько недель. К нему были приставлены Дантес, А. В. Трубецкой и Д. К. Нессельроде. В своих воспоминаниях Ф. рассказал о посещении Петербурга и (со слов М. Д. Нессельроде и д’Аршиака) о дуэли и смерти Пушкина, которого назвал «кумиром России». Можно предположить знакомство и общение Пушкина с Ф. в петербургском великосветском обществе.
С ранней молодости стал постоянным посетителем салона г-жи Свечиной, имевшей на него сильное влияние; впоследствии он написал её биографию и издал её сочинения и переписку («Vie et oeuvres de M-me de Swétchine», П., 1859; 15 изд. 1884). В её салоне он сблизился с Монталамбером. В 1840 г. он выпустил в свет своё первое сочинение, «Histoire de Louis XVI» (6 изд., П., 1881), написанное в духе строгого легитимизма и проникнутое католическими идеями. В том же духе написана «Histoire de saint Pie V, pape, de l'ordre des frères prêcheurs» (П., 1844; 4-е изд., 1869).
Избранный в 1846 г. в палату депутатов, он явился в ней одним из видных представителей легитимистской и клерикальной оппозиции и особенно горячо отстаивал реформу народного просвещения в направлении так называемой свободы обучения (т. е. предоставления широкого простора духовенству). Недовольный антиклерикальным направлением Гизо, Ф. охотно признал республиканское правительство и обратился к роялистам Франции с циркуляром, в котором приглашал их последовать его примеру. Избранный в учредительное собрание, он явился в нём одним из вождей клерикальной партии. Его речь, чуждая свойственным большинству французских ораторов цветов красноречия, почти никогда не апеллировавшая к чувствам и страстям слушателей, отличалась грубой прямотой, нередко оскорбительной резкостью и строгой деловитостью.
29 мая 1848 г. он был назначен докладчиком по вопросу о национальных мастерских и отстаивал их закрытие, которое дало решительный толчок к июньскому восстанию. Подал голос за конституцию 1848 г. После избрания Людовика-Наполеона на президентский пост Ф. принял предложение войти в состав министерства Одилона Барро с портфелем народного просвещения и культов. Выработанная им реформа народного просвещения была принята, с некоторыми изменениями, уже после его выхода в отставку в марте 1850 г., но сохранила имя «закона Ф.». Этим законом был образован высший совет народного просвещения при министре, в состав которого входили четыре епископа и некоторые другие духовные лица; в каждом департаменте ему были подчинены советы просвещения, тоже с преобладающим влиянием духовенства. Этим советам был поручен надзор за всеми учебными заведениями. Право открывать учебные заведения предоставлено всем лицам, имеющим диплом бакалавра, сан священника и т. п. Это давало Ф. и его сторонникам формальное право говорить, что они стремятся к «свободе преподавания»; но в действительности надзор со стороны советов, имевших право возбуждать дисциплинарное преследование против преподавателей, очень быстро клерикализировал все учебные заведения Франции, от низших до высших.
Будучи министром, Ф. горячо защищал в национальном собрании римскую экспедицию и 6 августа 1849 г. произнёс в её защиту крайне резкую речь против Жюля Фавра. 30 октября 1849 г. Ф. вышел из министерства. После декабрьского переворота Ф. удалился в своё поместье и занялся сельским хозяйством. В 1856 г. Ф. выпустил в свет книжку «Le parti catholique, ce qu'il a été, ce qu'il est devenu», в которой признает завоевания Великой французской революции и старается примирить принцип политической свободы с господством католицизма и легитимистическими взглядами.
В 1856 г. Ф. избран членом Академии. В 1867 г. на католическом конгрессе в Мехельне он вместе с Дюпанлу отстаивал силлабус. В 1868 г. он напечатал брошюру «La politique et l'agriculture», в которой доказывал, что опасность, угрожающая светской власти Пап, является одной из причин упадка сельского хозяйства. Он выступил кандидатом католической оппозиции на выборах 1869 г., но не был избран; победил официальный кандидат. Вследствие расстроенного здоровья он не пожелал выступить на выборах 8 февраля 1871 г., но вне палаты вновь начал проявлять довольно значительную политическую деятельность. На католическом собрании в Версале 4 января 1872 г. он предложил просить графа Шамбора о признании трёхцветного знамени. Это вызвало недовольство среди части легитимистов; оправдываясь, Ф. объяснил, что всегда был «испытанным легитимистом», но не хотел быть «ни легитимистом непоследовательным, ни легитимистом слепым». Эти объяснения и обнаружившаяся в дальнейшем его поведении готовность идти на компромиссы с республикой привели к значительному охлаждению между Ф. и его прежними союзниками, вследствие чего в последние 10 лет своей жизни Ф. стоял вне практической политики.
Его брат Фредерик де Ф. (1815—1884) с 1877 г. был кардиналом в Риме. Он заявлял о принадлежности ему подлинного полотенца св. Вероники, на котором было отпечатлено подлинное изображение лица Иисуса Христа (VI, 46).