Получил образование в Итоне и Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета. Окончив обучение в 1932, Айер отправился в Вену, где познакомился с новой формой позитивитизма, которая разрабатывалась т.н. «Венским кружком». В 1933 он вернулся в Оксфорд и начал свою преподавательскую карьеру в качестве лектора в Крайст-Чёрч-колледже.
АЙЕР, АЛФРЕД ДЖУЛЗ (Ayer, Alfred Jules) (1910–1989), английский философ, представитель логического эмпиризма (британской версии логического позитивизма). Родился в Лондоне 29 октября 1910. Получил образование в Итоне и Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета. Окончив обучение в 1932, Айер отп
равился в Вену, где познакомился с новой формой позитивитизма, которая разрабатывалась т.н. «Венским кружком». В 1933 он вернулся в Оксфорд и начал свою преподавательскую карьеру в качестве лектора в Крайст-Чёрч-колледже. В дальнейшем Айер занимал различные должности в Оксфордском и Лондонском униве
рситетах. В 1952 он был избран членом Британской академии, в 1959 получил звание заслуженного профессора, а в 1970 был возведен в рыцарское достоинство. Умер Айер в Лондоне 27 июня 1989.
«Венский кружок» в начале 1930-х годов представлял собой объединение философов, ученых и математиков (среди его
членов были Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Курт Гёдель и др.), веривших, что только «научное мировоззрение» может послужить отправной точкой новой философии. Центральное место в ней занимал «принцип верификации». В версии, предложенной в работе Язык, истина и логика (Language, Truth and Logic, 1936; в
торое издание 1946), принесшей Айеру широкую известность, принцип верификации гласит, что предложение осмысленно, только если оно либо является аналитическим (т.е. его смысла достаточно для установления его истинности или ложности), либо некоторый мыслимый опыт «может иметь отношение к определению е
го истинности или ложности» (т.е. предложение является эмпирической гипотезой). По мнению Айера, из этого принципа следовало, что предложения метафизики, теологии, эстетики и этики буквально бессмысленны и потому не могут быть ни истинными, ни ложными. Метафизические утверждения возникают в результа
те логических и лингвистических ошибок. В то же время этические и эстетические суждения, а также некоторые суждения религиозного характера могут иметь «эмотивную» нагруженность, являясь выражением внутреннего мира высказывающих их людей, т.е. составляют предмет психологии. По мнению Айера, в изгнани
и «метафизических» суждений нет ничего страшного: «безмозглому высокомерию не место в философии». Однако сформулировать принцип верификации таким образом, чтобы в разряд бессмысленных не попали некоторые явно осмысленные научные гипотезы, оказалось непростой задачей, и через какое-то время (к середи
не 1950-х годов) логический позитивизм потерял былую популярность, но его методы были взяты на вооружение аналитической философией.
Среди более поздних работ Айера – Основания эмпирического знания (The Foundations of Empirical Knowledge, 1940); Проблема знания (The Problem of Knowledge, 1956); П
онятие личности и другие эссе (The Concept of a Person and Other Essays, 1963); Происхождение прагматизма (The Origins of Pragmatism, 1968); Рассел и Мур: наследие аналитической философии (Russell and Moore: The Analytical Heritage, 1971); Главные вопросы философии (The Central Questions of Philosop
hy, 1973); Философия в 20 столетии (Philosophy in the Twentieth Century, 1983); Свобода и мораль (Freedom and Morality and Other Essays, 1984); Витгенштейн (Wittgenstein, 1985). Эти книги, как и все сочинения Айера, отличаются исключительно ясным и изящным языком, а четкий анализ конкретных проблем