Согласно Виньи, человек одинок перед слепой стихией, равнодушной к его радостям и страданиям. Однако сетования на судьбу унизительны, и единственная достойная позиция – стоическое приятие неизбежного удела.
Учился в одном из парижских лицеев, однако следуя семейной традиции избрал военное поприще. Служил недалеко от Парижа, публиковал стихи в журнале В.Гюго «Консерватер литерер», сблизился с первым кружком французских писателей-романтиков. В 1822 выпустил небольшой сборник Стихотворения (Pomes), дополненный и переизданный в 1826 под названием Стихотворения на древние и современные сюжеты (Pomes antiques et modernes). Остальное поэтическое наследие Виньи вошло в посмертный сборник Судьбы (Les Destines, 1864), куда включены и шесть философских поэм, опубликованных при жизни автора в журнале «Ревю де дё монд».
Не выдержав однообразия гарнизонной жизни, не сулившей продвижения по службе, Виньи в 1827 вышел в отставку и целиком посвятил себя литературе. На волне растущего интереса к Шекспиру перевел на французский язык Отелло (1829), затем написал романтическую драму в прозе Жена маршала д'Анкра (La Marchale d'Ancre, 1831) и одноактную комедию Отделалась испугом (Quitte pour la peur, 1833). Самая знаменитая пьеса Виньи, Чаттертон (Chatterton, 1835), посвящена его излюбленной теме – судьбе непризнанного гения.
Под влиянием В.Скотта Виньи создал первый на французском языке значительный исторический роман Сен-Мар (1826). Из крупных прозаических произведений ему принадлежат также роман Стелло (Stello, 1832), состоящий из трех романизированных этюдов о поэтах Н.Жильбере, Чаттертоне и А.Шенье, и трехчастный роман Неволя и величие солдата (Servitude et grandeur militaires, полностью опубл. 1835) – о благородстве и самопожертвовании воина.
В расцвете сил Виньи замкнулся в одиночестве, удалившись, по выражению Ш.О.Сент-Бёва, в «башню из слоновой кости».