Генеральный директор издательства 'Вита Нова' Алексей Захаренков (Alexey Zakharenkov) не считает, что традиция подписки на собрания сочинений, некогда уничтоженная перестройкой, возрождается в нашей стране. Все это осталось в далеких советских временах. Быть может, стоит лишь упомянуть о небольшом всплеске в различных местах, но это отнюдь не связано с массовыми изданиями, а сопряжено с элитной книгой. В данном случае очаг ограничен закрытыми книжными клубами, и рядовой читатель туда просто не имеет доступа.
Издательством 'Вита Нова', однако, предусмотрена подписка, похожая на советскую тем, что компания работает именно в рамках серий, на основе которых создается подписка на год. Редакционные работы по организации подписки, наоборот, не имеют ничего общего с советскими методами, и издательство 'Вита Нова' принимает во внимание текущее положение дел в стране. Учитывая изменчивость нынешней экономики и дикий ритм современной жизни, логичнее один раз оформить подписку, которая обойдется дешевле покупки каждой книги, и получать заказ на дом.
Подписной каталог 'Вита Нова' претерпевает обновление раз в год. Захаренков уточняет, что в планах издательства в течение года все равно происходят того или иного рода перемены, и каждый подписчик узнает об этом заранее. Издательство – это не статичная машина, а живой организм, где все движется, функционирует и изменяется. К примеру, Михаил Шемякин (Michael Shemyakyn), задумавший целых 43 новые иллюстрации к избранным произведениям Владимира Высоцкого (Vladimir Vysotsky), не смог быстро реализовать свою грандиозную идею, и из-за этого выход произведений откладывался несколько раз. Обо всем этом осведомлены подписчики 'Вита Нова'.
По последним данным, 'Вита Нова' издает порядка 25 наименований ежегодно, чего вполне достаточно для среднего подписчика. Издательство не занимается переизданием книг, не допечатывает их, отдает произведение проверенной классике и непременно заручается поддержкой специалистов, включая известных историков и редакторов. Читатели 'Вита Нова', в большинстве своем, коллекционеры, бережно относящиеся к книгам и рассчитывающие познакомить своих детей, внуков и правнуков с классикой, изданной в надлежащем виде.
Как известно, книга условно делится на деловую и художественную. Алексей Захаренков не отрицает, что с появлением Интернета, который прекрасно освоил деловую нишу, литература стала дешевле и доступнее. Интернет сегодня удовлетворяет потребности головы, в то время как книжные фолианты желанны для коллекционеров и людей, по-настоящему ценящих искусство. И такое положение, собственно, было еще до рождения компьютерных сетей.
Определяя читательскую аудиторию издательства, Захаренков использует достаточно интересное определение – 'вдруг разбогатевшая интеллигенция'. 'Вита Нова' на самом деле заботится об удовлетворении духовных потребностей серьезных и думающих людей, достигших определенного успеха в жизни. И перед сотрудниками издательства стояла непростая задача: заставить потенциального подписчика поверить, что в 'Вита Нова' нет места обману, что на издательство можно положиться. Постоянный прирост подписчиков является прямым доказательством того, что издательству удалось остаться верным своему слову и уровню качества.
Захаренков вообще не использует такого понятия как 'модный' автор и 'модная' литература. Издательство, сотрудничая с авторами, поэтами, художниками, редакторами и т.д., должно разглядеть их талант, их гений, их способность работать по-настоящему. Именно такого подхода придерживается книжная компания. Все книги 'Вита Нова' эксклюзивны, но и среди них есть особенные, что называется, 'музейные' экземпляры, которые издаются лимитированным тиражом. Некоторые из таких фолиантов выставлены в Эрмитаже.
Алексей Захаренков предполагает, что в скором будущем книга станет предметом роскоши, и тогда подписные издания перестанут существовать в текущем, привычном для общества понимании.