Популярные личности

Алексей Учитель

режиссер
На фото Алексей Учитель
Категория:
Дата рождения:
1951-08-31
Место рождения:
Ленинград, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Прогулки с Алексеем Учителем…

ОДНИМ из главных лидеров кинопроката среди отечественных фильмов в новом сезоне стала картина Алексея УЧИТЕЛЯ «Прогулка». В отличие от предыдущей работы режиссера — «Дневник его жены» новый кинохит на соискание премии «Оскар» выдвинут не был, но российский оскаровский комитет рассматривал его как серьезного претендента. А сейчас в самом разгаре работа над новой картиной — «Космос, как предчувствие», главную роль в которой сыграет Евгений Миронов.


…по фестивальным дорожкам

— СДЕЛАВ себе имя в документальном кино, вы переключились на игровые фильмы. Надоело работать в умирающем, бесперспективном жанре или…

— …Вы, как и многие, глубоко ошибаетесь. Российское документальное кино сегодня востребовано в мире, как никакое другое. Наши документалисты активно работают с западными продюсерами и неплохо зарабатывают на своих фильмах, продавая их на зарубежном рынке. Среди режиссеров этого жанра у нас есть такие, кто известен в мире не меньше, чем Спилберг в игровом кино. Взять хотя бы питерского документалиста Виктора Косаковского. Его последний фильм «Шаги», который он снял за год из окна своего дома, сейчас гремит по всему миру и собрал уже «миллион» всевозможных премий. Вообще, странно, что говорят о вырождении жанра… Включите телевизор — сплошные документальные сериалы, другое дело, что они носят больше информационно-публицистический характер, и те же «Шаги» у нас в прайм-тайм никто не поставит.

— Ваши фильмы объездили едва ли не все существующие кинофестивали в мире. Как вы относитесь к мысли о том, что подобные мероприятия — это узаконенная форма проституции в культуре?

— Если вы имеете в виду так называемое «фестивальное кино», в смысле кино, снятое для кого угодно, только не для зрителей, то в возникновении этой проблемы виноваты, я считаю, в основном критики. Наши киножурналисты судят по устаревшим шаблонам, и некоторые режиссеры пытаются им угождать. Когда я читаю в рецензии на фильм «Ключ от спальни» о том, что Рязанову пора лечь в клинику полечиться, у меня от непонимания и возмущения опускаются руки. Понятно, шедевров снимается мало, но зачем скатываться до хамства?!

…и голливудским проспектам

— ПОЧЕМУ одни режиссеры, вроде Рогожкина, умудряются снимать по картине в год, а другие, вроде вас, растягивают кинопроизводство на несколько лет?

— На Западе выпуск одного фильма в год для режиссера считается нормой. В наших же условиях времени на картину уходит в два, а то и в три раза больше. Даже если с финансированием все в порядке, у российского кино есть одна особенность, преодолеть которую невозможно. Практически все наши известные актеры очень заняты в театре, поэтому кинорежиссеры вынуждены бесконечно подстраиваться под их театральные графики, из-за чего возникает много перерывов. Кстати, в Америке, когда актер, даже очень знаменитый, подписывает контракт на фильм, ни о каких спектаклях речи быть не может. А в России театр для актера — это служба, которую он обязан отрабатывать.

Лишь однажды мне удалось за два с половиной месяца снять картину целиком — «Дневник его жены». Это была не работа, а жизнь. Съемки проходили в Ялте, и местные работяги, которые помогали таскать реквизит, аппаратуру, каждый день могли наблюдать актеров, игравших членов семьи Бунина. Где-то недели через три один из рабочих появился на площадке, держа в руках книгу с портретом великого писателя. Вы не поверите, но он подошел к исполнителю главной роли Андрею Смирнову и с трепетом произнес: «Иван Алексеевич, пожалуйста, дайте автограф».

— А что мешает съемкам российско-американского фильма «Дом Черчилля», о котором так много говорилось?

(В основу скандального проекта легла реальная история о публичном доме, организованном во время Второй мировой войны советскими спецслужбами для иностранных союзников. — Прим. авт.)

— Вот уже два года мы с переменным успехом ведем переговоры с американцами. Нам говорят: «Сценарий потрясающий. Начинать работу можно хоть завтра, но… Как бы нам обойтись без русских актеров, съемок в России и российского режиссера?..»

— Откуда столько недоверия к российским киношникам?

— Дело не в доверии. Там кино — огромный бизнес, живущий по своим законам. Это нормально. Меня попросили предоставить три варианта смешанного — российско-американского — списка актеров: звездный, средний, дешевый. По каждому из них провели расчет потенциальной прибыли от фильма в ста странах. Задействуется очень сложная математика, но и без нее понятно, что русские актеры, как и режиссер, неважно, кто именно, очков картине не добавляют.

— Вы как-то сказали: «Плох тот режиссер, который не мечтает об «Оскаре». Вы действительно считаете эту награду объективной?

— Можно говорить об этой и других премиях что угодно, но любой кинематографист в душе мечтает об «Оскаре», Каннах, Венеции. Режиссер — профессия диктаторская, и она требует не только власти, но и психологии победителя. Что касается конкретно «Оскара», получить эту премию без серьезной финансовой поддержки дистрибьюторов практически нереально. В Голливуде существует три издания, которые ежедневно рассылаются 5 тысячам киноакадемиков. Если ты настроен на «Оскар», необходимо в течение трех месяцев размещать рекламу фильма-номинанта во всех этих журналах. Когда выдвигался «Дневник его жены», мы смогли себе позволить купить лишь по полстраницы в двух изданиях, выложив 20 тыс. долл. из собственного кармана. Дистрибьюторы фильма, который в итоге получил «Оскара», потратили на раскрутку 100 млн. долл. Пока у картины нет серьезного рекламного бюджета, не может быть никакой речи об объективности. Можно снять шедевр, но если нет денег на раскрутку, фильм останется незамеченным. Это не плохо и не хорошо — это закон большого кинематографа, обойти который невозможно.



Поделиться: