Был лётчиком - испытателем, начальником лётно - испытательной станции авиационного завода. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В городе Зарайск в честь Героя установлен обелиск.
Родился 26 Февраля 1900 года в Смоленске в семье служащего. Окончил гимназию. С 1918 года в Красной Армии. Участник Граждаской войны. В 1921 году окончил Егорьевскую школу лётчиков, в 1924 году - Зарайскую высшую школу авиации, в 1929 году - курсы усовершенствования командного состава, в 1936 году - курсы при Военно - Воздушной академии.
В Октябре 1936 года - Феврале 1937 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Эскадрилья истребителей под командованием комбрига Б. А. Туржанского сбила 6 самолётов франкистов. 31 Декабря 1936 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Участник Великой Отечественной войны.
Был лётчиком - испытателем, начальником лётно - испытательной станции авиационного завода. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 14 Июня 1948 года. В городе Зарайск в честь Героя установлен обелиск.
* * *
Боpис Туpжанский pодился 26 Февpаля 1900 года в Смоленске. В 1910 - 1913 годах учился в 1-м Смоленском реальном училище, а затем перевёлся в Смоленскую гимназию. В 1915 году семья Туржанских переехала жить в Москву. Здесь Борис поступил учиться в Художественное училище. Жил частными уроками. В 1917 году работал помошником художника. В 1918 году добровольцем ушёл в Красную Армию. До 1920 года, вместе со старшим братом Александром, служил во 2-м корпусном авиационном отряде, стоявшего на станции Гнездово, вблизи Смоленска. Был младшим телефонистом, сражался с белогвардейцами и интервентами на фронтах Гражданской войны.
И в дальнейшем судьба вела братьев по жизни если и не рядом, то переплеталась достаточно сильно. В 1923 году братья окончили Егоpьевскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1924 году - Заpайскую высшую школу авиации № 1. Уже во время учёбы Борис проявил выдающиеся способности: инструкторы говорили, что у него "лёгкая рука" и самолёт ему послушен всецело. За точность стрельбы он неоднократно получал призы.
Туржанский Александр Александрович ( 1889 - 1982 гг. ). В РККА с 1918 года. Участвовал в Гражданской войне. Окончил 1-ю военную авиашколу и Московскую высшую авиашколу. Командовал авиаотрядом, эскадрильей, авиабригадой, бомбардировочным авиакорпусом. В 1935 году ему было присвоено воинское звание комдив. Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. 23 Июля 1938 года арестован по обвинению в участии в военно - фашистском заговоре. 29 Февраля 1940 года освобождён за недоказанностью обвинения и назначен помощником начальника Таганрогской военной школы лётчиков по лётной подготовке. 4 Июня 1940 года ему присвоено звание Генерал - Майор авиации.
С Июля 1940 года был начальником Качинской Краснознамённой военной авиационной школы, с Августа 1941 года - преподавателем, а затем старший преподавателем Военной академии командного и штурманского состава ВВС. 19 Февраля 1942 года арестован по обвинению в пропаганде пораженческих настроений, клевете на командный состав Красной Армии и восхвалении германских войск. Находился под следствием до 25 Марта 1952 года. Был осужден к 12 годам лишения свободы. Освобожден после смерти Сталина. 29 Июля 1953 года реабилитирован. Назначен заместителем начальника кафедры бомбардировочной авиации ВВА. Окончил курсы усовершенствования при ВВА, служил преподавателем тактики ВВС в Военно - инженерной академии имени Жуковского. С Ноября 1955 года в отставке.
Борис Туржанский служил лётчиком - инструктором, а затем был начальником лётного отделения Военно - Воздушной академии имени Жуковского. Был помощником начальника штаба авиабригады. В 1929 году окончил курсы усовершенствования командного состава, был командиром авиаотряда. В 1932 - 1933 годах командовал 7-й истребительной авиаэскадрильей имени Дзержинского. С Марта 1936 года комбриг Б. А. Туржанский был слушателем оперативного факультета Военно - Воздушной академии.
В начале Ноябре 1936 года 11 советских лётчиков - добровольцев ( Б. А. Туржанский, П. А. Антонец, К. Г. Баранчук, К. С. Бениковский, П. Т. Семёнов, П. А. Гончаров, А. И. Кетов, Н. Т. Петрухин, А. В. Плетюхин, В. Т. Сахранов и С. Г. Булкин ) прибыли на север Испании. В то время, воздушное прикрытие в Басконии, как и в целом на Северном фронте, фактически отсутствовало. Авиация республиканцев, укомплектованная устаревшими самолётами, совершенно не была приспособлена к ведению военных действий с новейшими типами немецких и итальянских машин.
Но война была реальностью и требовала противодействия врагу. Присоединив к имеющейся боевой технике спортивные самолёты и авиетки, командующий ВВС Подполковник Мартин Луна вооружил их примитивным стрелковым оружием и мелкими осколочными бомбами. Сформировал эскадрилью, которую остроумные испанские лётчики с горькой иронией называли "цирк Кроне". И они воевали. На них нападали истребители, обстреливали зенитки, но они не сдавались. Конечно, были и потери...
Поскольку, советских самолётов в тот момент на севере Испании ещё не было, группе прибывших лётчиков - добровольцев передали 3 "Бреге-XIX", 2 "Ньюпор - Деляжа" ( с неисправными пулемётами ), 1 "Фоккер" F.VII и один "Дрэгон".
Ведя активные воздушные бои на Северном фронте, над территорией, отрезанной от Центральной зоны войсками мятежников, отдельная эскадрилья под командованием Туржанского за короткий период сбила 6 самолётов противника. Совершив несколько налётов на аэродромы мятежников, лётчики эскадрильи уничтожили на земле 12 вражеских самолётов. Вспоминает Борис Туржанский:
"Когда мы узнали, что авиаторы мятежников любят поспать, и даже на войне встают довольно поздно, мы начали производить вылеты чуть свет. Услышав, что на аэродроме Навия сосредоточено 12 самолётов мятежников типа "Драгон" и "Фиат" мы решили произвести на этот аэродром внезапный налёт. Атаку производили с пикирования. Три самолёта пробомбили ангары и с бреющего полёта обстреляли стоянку вражеских машин. Мы были встречены пулемётным огнём, но он не смог приостановить выполнение задачи, и мы сумели вывести из строя большое количество самолётов. А то, что было не уничтожено в первый день, мы вывели из строя на следующий день, повторив налёт".
Эти налёты добровольцы провели 16 и 17 Ноября 1936 года.
В середине Ноября в Бильбао прибыл советский теплоход "А. Андреев", который доставил 12 самолётов И-15 и авиационный бензин. К концу месяца советские специалисты смогли собрать и облетать все истребители. Эскадрильей "Чатос" стал командовать Полковник Б. А. Туржанский. Это был сильный человек, под стать русским богатырям. Было непонятно, как он вмещал своё могучее тело в сравнительно небольшую кабину И-15.
Появление этой эскадрильи стало заметным фактором на фронте. Фашистские истребители и бомбардировщики несли потери от их стремительных атак. Население Бильбао и наземные войска с облегчением вздохнули. Сократились бомбардировки. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, лётчики проявляли необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной успеха являлось высокое лётное мастерство, умение комэска правильно распределить силы, выбрать нужную тактику боя. Начальник штаба Северного фронта майор Франсиско Сиутат говорил, что это была "эскадрилья героев, руководимая львом". Штурмовые налёты сменялись патрулированием, воздушными боями.
Франкисты также усиливали свою авиацию на Северном фронте. Сюда в срочном порядке были переброшены несколько эскадрилий из состава итальянского экспедиционного корпуса ( бомбардировщики SM-81 и истребители Fiat CR-32 ). Немецкие авиаторы из "Легиона Кондор", летали на Не-51, Не-46 и Ju-52/3m.
Большинство самолётов мятежников базировалось на аэродромах Витория и Леон. Республиканцы решили воспользоваться этим обстоятельством и спланировали налёты с целью уничтожения вражеской авиации на земле.
21 Ноября 1936 года группа СБ с Центрального фронта нанесла бомбовый удар по Леону. По докладам лётчиков несколько самолётов было уничтожено.
24 Ноября республиканцы бомбили Овиедо, а на следующий день - позиции мятежников в районах Градо и Кото дель Барко ( к северо - западу от Овиедо ).
3 Декабря 1936 года 14 республиканских самолётов бомбили казармы в Витории.
8 Декабря звено Не-51 атаковало шестёрку И-15, которая штурмовала аэродром в Витории. Республиканцы оказались "крепким орешком" и сбили 1 "Хенкейль". Несмотря на то, что истребитель загорелся на высоте всего 150 метров, лётчику удалось воспользоваться парашютом. Согласно некоторым данным, эта победа была одержана Борисом Туржанским. Кроме того, на земле сожгли ещё несколько машин и ангар.
Националисты признали потерю двух Ju-52, сгоревших в результате штурмовки. Немецкие лётчики заявили о двух подбитых И-15, которые якобы совершили вынужденные посадки на своей территории. Однако у республиканцев в тот день потерь не было.
10 Декабря шестёрка И-15 под командованием Туржанского вылетела на штурмовку аэродрома Витория. При подходе к цели "Чатос" были атакованы 8 истребителями противника, взлетевшими с другого аэродрома. В завязавшемся бою советские добровольцы сбили 4 машины ( одну победу одержал Туржанский ). По докладам лётчиков ещё один истребитель разбился при вынужденной посадке.
13 Декабря шестёрка "Чатос" снова прилетела бомбить Виторию. Немцы успели поднять в воздух дежурную пару Не-51, но в разгоревшемся бою Туржанский сбил обоих. Вспоминает Борис Туржанский:
"При подходе к аэродрому нам навстречу взлетели 2 самолёта серебряного цвета с чёрными полосами. У меня была высота метров 200, я догнал левого и дал длинную очередь из всех пулемётов. Сложилось впечатление, что вражеский самолёт взорвался: Второго я тоже сбил - он загорелся и упал".
Справедливости ради, следует отметить что по франкистским данным воздушный бой имел место, но он происходил на день раньше и был сбит только один истребитель.
20 Декабря 1936 года в воздушном бою самолёт Туржанского был повреждён, а сам он тяжело ранен. Ему всё - таки удалось перетянуть линию фронта, но при посадке в горах истребитель скапотировал. Место вынужденной посадки после интенсивных поисков обнаружили только на следующий день. Советского добровольца срочно отправили в местный госпиталь, где он перенёс сложную черепную операцию, пришлось удалить глаз. После лечения в госпитале был отправлен на родину.
31 Декабря 1936 года Борису Туржанскому было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 12. А чуть позже, 8 Апреля 1937 года ему было присвоено воинское звание комбриг.
После излечения Туржанский стал настойчиво добиваться возвращения в строй. Во все инстанции посыпались настойчивые просьбы и рапорты о допуске к полётам. "Лётчик без глаза летать не может" - таков был единодушный приговор врачей. Но лётчик продолжал настаивать на своём. Тогда, ему устроили суровое испытание: совершить 10 полётов на истребителе И-15 по кругу на точность приземления. При этом посадочная площадка имела ограниченные размеры. Отлично выдержав испытание, Борис получил разрешение на дальнейшие полёты без каких - либо ограничений.
23 Июля 1938 года по обвинению в участии в военно - фашистском заговоре был арестован командир 2-го тяжелобомбардировочного авиакорпуса кавалер орденов Ленина и Красной Звезды комдив Александр Туржанский.
Арест брата не мог не сказаться на дальнейшей карьере Бориса Туржанского. В 1938 - 1940 годах он служил лётчиком - испытателем авиазавода № 1 в Москве, испытывал серийные истребители И-15бис и И-153.
29 Февраля 1940 года комдив Александр Туржанский был освобождён за недоказанностью обвинения, а 4 Июня 1940 года ему было присвоено звание Генерал - Майор авиации.
В 1940 году Полковник Б. А. Туржанский стал начальником лётно - испытательной станции авиационного завода № 1.
Участвовал он и в Великой Отечественной войне. В Июле - Октябре 1941 года в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме.
В конце 1941 года он был назначен начальником лётно - испытательной станции авиационного завода № 153 в Новосибирске, а в 1942 году - начальником лётно - испытательной станции авиационного завода № 82 в Тушино.
19 Февраля 1942 года Генерал - Майор авиации Александр Туржанский был вновь арестован. 10 лет он находился под следствием и лишь 25 Марта 1952 года был осуждён к 12 годам лишения свободы. Его освободили только после смерти Сталина. Но Борис Туржанский так и не дождался освобождения брата.
14 Июня 1948 года Герой Советского Союза Полковник Б. А. Туржанский умер после тяжёлой продолжительной болезни. Он похоронен в Москве, на Армянском кладбище.
Имя Героя живёт и сегодня среди авиаторов. Через 20 с лишним лет, 14 Марта 1971 года, в газете "Красная звезда" была опубликована статья "Надпись на фюзеляже истребителя". В ней говорилось:
"В стройной шеренге сверхзвуковых ракетоносцев внимание привлекает один, на фюзеляже которого красуется надпись: "Имени Героя Советского Союза Туржанского Б. А.". Таким этот самолёт был принят с завода. Тогда приёмщики - авиационные специалисты - удивились, увидев подобную "вольность", но, раскрыв формуляр и прочитав вложенное туда письмо, поняли, в чём дело..."
Комсомольцы авиационного завода, где создавался самолёт, писали, что эта машина изготовлена сверх плана за счет сэкономленных молодыми рабочими материалов и названа ими в честь комбрига Туржанского. Заводские комсомольцы просили командование части закрепить этот самолёт за лучшими специалистами и лучшим лётчиком части. Пожелание молодых рабочих было выполнено.
В Подмосковье, в городе Зарайске воздвигнут памятник Герою Советского Союза Б. А. Туржанскому ( автор - архитектор В. Поляничев ). На фасаде здания, где раньше находилась школа лётчиков, в которой в 1920-х годах учился Герой, установлена мемориальная доска.