Популярные личности

Алексей Сторожаков

Летчик истребитель
На фото Алексей Сторожаков
Категория:
Дата рождения:
1917-02-12
Место рождения:
с. Кагальник, Ростовская область, Россия
Дата смерти:
1941-09-10
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Старший лейтенант А. Н. Сторожаков совершил 152 боевых вылета, провёл 25 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 3 самолёта противника.
16 Января 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени ( дважды ).


Родился 12 Февраля 1917 года в селе Кагальник, ныне Азовского района Ростовской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов, школу ФЗУ. Работал обувщиком. В Красной Армии с 1935 года. Окончил Сталинградскую военную школу пилотов. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

C Июня 1941 года вновь на фронте. К Августу 1941 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, Ленинградский фронт ) Старший лейтенант А. Н. Сторожаков совершил 152 боевых вылета, провёл 25 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 3 самолёта противника. 23 Июля 1941 года на подступах к Ленингpаду таpанил вpажеский самолёт - pазведчик Hs-126 и пpоизвёл посадку на повpеждённой машине. За эту победу был нагpаждён оpденом Кpасного Знамени.

Погиб 10 Сентября 1941 года в воздушном бою, имея на счету 10 самолётов сбитых лично и 3 - в составе группы. 16 Января 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени ( дважды ). На месте гибели Героя установлен обелиск.

* * *

Алексей Сторожаков был одним из самых известных пилотов 154-го истребительного авиаполка в начальный период Великой Отечественной войны.

Лётчики этого полка часто вылетали на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков. Они хорошо понимали важность надёжного прикрытия своих боевых друзей и защищали их от атак "Мессеров", не жалея собственной жизни. Именно так и действовал командир звена Старший лейтенант Алексей Сторожаков. Прикрывая 6 Июля группу СБ тройка истребителей И-16, во главе со Сторожаковым, отразила нападение 9 вражеских истребителей, сбив при этом 5 из них. Когда Алексей Николаевич сопровождал бомбардировщиков, они чувствовали себя уверенно.

Был он известен ещё и тем, что однажды взял в плен двух вражеских пилотов. Заранее предвижу, что читатели скажут: "Лётчикам доступно многое, но чтобы брать противника в плен, это уж извините"... А между тем всё так и было.

- Наш Алексей всё может, - говорили в полку, - о нём даже в сводке Советского информбюро написано.

Действительно, в сводке за 13 Августа 1941 года говорилось, что Старший лейтенант Сторожаков за 45 дней войны уничтожил 8 вражеских самолётов.

Когда началась война, Алексею было 24 года. Но выглядел он старше. Коренастый, шея как у борца - крепкая, почти вровень с широкими скулами. Лицо на ветрах огрубело ( летал ведь на открытом самолёте И-16 ). Даже оспинки на подбородке, казалось, выбиты ветром. С Алексеем всегда было легко. Если позволяла обстановка, лётчики собирались вокруг его кургузого "Ишачка".

Однажды, когда Сторожаков с Пилютовым ( а они часто летали вместе ) вернулись на аэродром и ведущий ушёл на командный пункт, Алексей сказал товарищам:

- Пока Пилютыч докладывает начальству по всей форме, я вам, ребята, расскажу, как мы только что с фрицами в кошки - мышки играли. Не верите ? Тогда слушайте. Идём под самыми облаками. И вдруг видим, что - то мельтешит впереди. Пригляделись - 9 "Юнкерсов" и 8 "Мессеров". Идут плотно, не подступишься.

- Надо бы сразу в лоб, - вставил молодой лётчик.

- Спасибо, - кивнул ему Сторожаков. - Ты их в лоб, а они тебя по лбу...

Он чуть помолчал.

- Грешным делом и я так считал - в лоб, и никаких гвоздей. Или пан, или пропал. А Пилютыч рассудил по - другому. Качнул мне крылышками - и в облако. Я за ним. Когда фрицы подошли ближе, он вниз. Я не отстаю. И так мы ударили дуэтом в крайнего "Юнкерса", что он и очнуться не успел, - сразу вниз. Только выскочили из одной атаки - сразу во вторую. Со следующим такая же история. Но тут уж нас заметили. Пришлось быстренько ткнуться в облака. Так и ушли. Поиграли в кошки - мышки, 2 бомбардировщика сбили - и будь здоров.

Сторожаков завидовал пилютовской рассудительности, старался подражать ему. Но не всегда можно было полагаться на хитрость. Чаще приходилось идти напролом. И не кто иной, как Пилютов, хвалил своего молодого друга за решительность. Узнав, что Сторожаков во главе звена истребителей атаковал 9 "Мессеров", Пилютов, обычно невозмутимый, воскликнул: "Вот это молодчина !" А произошло это так.

Воздушный разведчик заметил в районе Порхова скопление немецких войск. Сомнений не было - накапливают резервы. Немедленно туда полетели наши бомбардировщики. Сопровождал их Сторожаков и с ним ещё 2 лётчика. Все понимали - звено истребителей не очень надёжная защита для бомбардировщиков. Тем более, что время, когда наши СБ ( скоростные бомбардировщики ) соответствовали своему названию, уже прошло. От "Мессеров" им не уйти. И сейчас наверняка немецкие истребители вертятся над тем местом, где скопились войска.

Действительно, в воздухе кружило 9 Ме-109. Они уже начали разворачиваться для удара по бомбардировщикам, как вдруг сами попали под огонь.

Когда самолёты приближаются со стороны солнца, разглядеть их очень трудно. Этим и воспользовался Сторожаков. Он так зашёл в атаку, чтобы немецкие лётчики, ослеплённые солнечными лучами, н

е сразу увидели звено советских истребителей.

Внезапность удара лишила врагов инициативы, что уже само по себе очень важно. С первой же атаки 2 "Мессера" загорелись. Ошеломлённые этим немцы не успели прийти в себя, как на них обрушились новые удары.

Сторожаков бил врагов, не давая им опомниться. Только это могло помочь 3-м советским лётчикам одолеть 9 врагов. Правда, уже после первой атаки их стало только 7. Ещё несколько стремительных ударов - и осталось лишь 4 "Мессера". А вместе с численным превосходством немцы потеряли и уверенность. Об атаках они уже не помышляли.

Воспользовавшись этим, экипажи СБ отбомбились как на полигоне - спокойно, по всем правилам. Они были уже далеко от цели, когда их догнало звено Сторожакова. Убедившись, что 4 оставшихся Ме-109 не собираются преследовать бомбардировщиков, Алексей вышел из боя.

Через 12 дней после этого Сторожакову случилось одному драться в районе своего аэродрома с 4 немецкими истребителями. Машина Алексея была повреждена, из пробитого бака лился бензин. Рискуя остаться без горючего и упасть, Сторожаков всё - таки продолжал драться, не давая противнику приблизиться к аэродрому.

А с пленными получилось вот как. Сторожаков вылетел вдогонку за воздушным разведчиком врага. Настиг, атаковал. С немецкого самолёта ответили огнём. Сторожакова ранило. Правда, легко. Но от разведчика он не ушёл, подбил его. Однако тот ещё мог лететь. Чтобы отвязаться от советского истребителя, немец круто пошёл вниз, - над самой землёй ему легче было скрыться. Сторожаков за ним. "Оседлал" врага и прижимал его к земле всё ниже и ниже.

Снова набрать высоту разведчик уже не мог. Над ним, угрожая тараном, "висел" истребитель. Сторожаков хотел заставить разведчика сесть на наш аэродром. Немец не подчинился. Он приземлился на первой подвернувшейся ровной площадке. Всё - таки оставалась надежда скрыться.

Прибавив скорость, Сторожаков уже через несколько минут был на аэродроме. Выскочив из кабины, он попросил автомашину. Наспех объяснил, что километрах в 12 от них опустился вражеский самолёт.

Поляну, на которой сел немецкий разведчик, Сторожаков нашёл быстро. Машина была на месте, но экипаж исчез. Конечно, лётчик и штурман направились к линии фронта. Сторожаков приказал сопровождавшим его техникам поскорее снять с вражеского самолёта фотоаппарат. Проявив пленку, можно было узнать, чем интересуются немцы, какие объекты они снимали. Забрав аппарат, Сторожаков и его товарищи снова бросились в погоню.

Немцев удалось обнаружить в нескольких километрах от места их вынужденной посадки. Вероятно, они сразу догадались, что догнавший их лётчик - это тот самый ас, с которым пришлось недавно встретиться в воздухе. Во всяком случае, без лишних слов они подняли руки.

Когда решался вопрос о награждении Алексея Николаевича Сторожакова Золотой Звездой, наряду с другими его боевыми подвигами несомненно учли и этот. В конце концов, не так часто бывает, чтобы лётчик взял в плен лётчиков.

Свой последний боевой вылет Алексей совершил 10 Сентября 1941 года. В этот день, вылетев на прикрытие группы наших бомбардировщиков, он был тяжело pанен в районе железнодорожной станции Мга ( Ленинградская область ) и направил горящий самолёт в колонну вражеских бронетранспортеров. За 3 месяца войны отважный лётчик уничтожил 10 вражеских самолётов лично и 3 - в группе.

Эти боевые данные из короткой фронтовой жизни отважного лётчика - истребителя Алексея Николаевича Сторожакова взяты из документов Архива Министерства обороны СССР. Там же хранится представление на звание Героя Советского Союза, подписанное командующим Ленинградским фронтом Генерал - Лейтенантом М. С. Хозиным и членом Военного совета фронта секретарем ЦК ВКП(б) А. А. Ждановым. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 Января 1942 года А. Н. Сторожакову за героические подвиги, совершенные при выполнении боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Имеется в архиве и ещё один документ:

"Заместитель командира эскадрильи, он же штурман, 154-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Сторожаков Алексей Николаевич при сопровождении самолётов СБ на Красное Село города Ленинграда погиб в воздушном бою против германского фашизма на территории, занятой противником, 11 Сентября 1941 года. Место погребения не установлено".

...Красное Село. Гатчинский аэродром. Для опытного следопыта Михаила Маркова этого было достаточно, чтобы приступить к поиску. В 1982 году в Мариенбургском лесу он нашёл воронку, откуда были извлечены останки лётчика. Вскоре на месте гибели Героя уже стоял обелиск с красной звездой и краткой надписью. Затем исполком Гатчинского райсовета принял решение о благоустройстве могилы А. Н. Сторожакова и сооружении памятника. По инициативе районного отделения ВООПИК проект памятника был заказан известному ленинградскому архитектору А. Д. Левенкову. Кроме стелы, установленной на могиле А. Н. Сторожакова, комплекс включает небольшой обелиск на месте падения самолёта и бюст Героя.



Поделиться: