Лауреат Приза за лучшую мужскую роль на фестивале «Киношок» в Анапе (1994, за фильм «Серп и молот»)
Лауреат Приза за лучшую мужскую роль на фестивале «Виват, кино России!» (1999, за фильм «Тесты для настоящих мужчин»)
Алексей Серебряков родился в интеллигентной семье. Его отец работал инженером-конструктором на заводе, занимался испытаниями самолетных двигателей. Мама всю жизнь проработала медиком. Как признается Алексей: «У нас очень нежные отношения. Я люблю родителей и берегу их».
В кино Алексей Серебряков попал в тринадцатилетнем возрасте. Он учился в музыкальной школе по классу баяна. Как-то на юбилей его педагога Василия Дмитриевича Москвичева приехал корреспондент из газеты «Вечерняя Москва». Как раз в это время у Алексея был урок. В результате в газете был опубликован снимок, на котором был Алексей и его преподаватель.
Газету увидели ассистентки режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. По их мнению, мальчик был похож на актера Вадима Спиридонова. А им как раз нужен был исполнитель на роль его сына в фильме «Вечный зов». Ассистентки приехали в Свиблово, в музыкальную школу и предложили Алексею сниматься в кино. Мальчик согласился…
После удачной работы в «Вечном зове» Алексея стали приглашать и другие режиссеры. В 1978-81 годы мальчик снялся в нескольких картинах. В мелодраме Федора Филиппова «Поздняя ягода» он сыграл дошкольника Кузьму из глухого сибирского села. Затем последовали роли в фильме Олега Гойды «Алые погоны», психологической драме Владимира Краснопольского и Валерия Уско
ва «Отец и сын», драме Леонида Менакера «Последний побег», героической комедии Эльдора Уразбаева «Смотри в оба».
Окончив школу, семнадцатилетний Алексей приехал в Сызрань, где устроился работать в местный драматический театр.
Вскоре юноша поступил на актерский факультет ГИТИСа (курс Олега Павловича Табакова). ГИТИС Алексей окончил в 1986 году, после чего был принят в театр-студию своего педагога – «Табакерку». У Олега Табакова Серебряков проработал около пяти лет. Но, как признается сам актер, удовлетворения эта работа ему не приносила, и он покинул театр.
С 1986 года начался новый – «взрослый» период работы Алексей Серебрякова в кино. Он снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее известной является нашумевшая в те годы социально-психологическая молодежная драма Евгения Герасимова «Забавы молодых». Алексей сыграл роль жестокого парня по кличке Пан. С этого периода режиссеры обратили внимание на определенную жесткость внешних черт Алексея, чем и поспешили воспользоваться…
В 1989 году Серебряков сыграл роль молодого каратиста по прозвищу Малыш в боевике Владимира Феоктистова «Фанат». Его герой первоначально становится рекетиром, но потом осознает свою ошибку и вступает в противоборство с мафией.
После выхода картины, кстати, имевший значительный зрительский успех, Алексею С
еребрякову буквально посыпались предложения сыграть бывших афганцев, бандитов, каратистов и тому подобное. Однако актер не спешил тиражировать образ «крутого парня». Серебряков вспоминает: «Это естественно: кино почти всегда отрабатывает сложившиеся стереотипы. Можно огорчаться по этому поводу, но это ничего не изменит. Если уж ты попал в какую-то схему, продюсеры начинают ее отрабатывать по полной программе: у тебя, милый, хороший рейтинг, давай-ка его поддерживай, пока зритель не наестся».
Успех фильма «Фанат» привлек к персоне актера внимание журналистов. Алексей Серебряков рассказывает: «…писали все практически одно и то же. А поскольку я неловко себя чувствую во время специальной фотосъемки, - ну не знаю, как себя в этот момент вести, - я и решил: публичным человеком не буду. Но просуществовать на уровне Олега Меньшикова, который сумел как-то мудро выстроить отношения с людьми и прессой - все-то у него регламентировано, осторожно, деликатно, - мне не удалось. Кроме того, я понял одну вещь: сегодня только средства массовой информации могут сделать имя, а значит, дать возможность работать».
В 1991 году на экраны вышел боевик Владимира Бортко «Афганский излом». Фильм буквально произвел фурор – ведь одну из главных ролей сыграл итальянский актер Микеле Плачидо, один из самых популярнейших актеров тех
ет, исполнитель роли комиссара Катании в сериале «Спрут». Серебрякову досталась роль эдакого «русского Рэмбо». Его герой, влюбленный в военное дело, совершенно не мыслящий себя мирного человека.
В первой половине 90-х Алексей вообще много снимался. Он сыграл главные роли в эротической комедии Александра Полынникова «Обнаженная в шляпе», социальной драме Евгения Леонова-Гладышева «Высшая мера», мелодраме Татьяны Магар «Ночь вопросов», психологическом детективе Олега Гойды «Способ убийства» и других.
Одной из наиболее интересных работ Алексея Серебрякова в те годы, несомненно, является главная роль в социальной драме Сергея Ливнева «Серп и молот». Действие фильма разворачивается в 60-е годы. Сталин дает добро на операцию по изменению пола. Ударница труда Евдокия Кузнецова должна стать Евдокимом Кузнецовым…
Первоначально предполагалось, что Алексей Серебряков сыграет и мужскую и женскую роли. Актер вспоминает: «Была довольно забавная ситуация. Сережа Ливнев предложил мне прочитать мужскую часть сценария. Потом сценарий много раз переделывали. Там ничего такого не было, поэтому я не мог понять, почему он меня так обихаживает. Я согласился, но сказал Сереже, что не вижу в сценарии ничего особо интересного. Тогда он объяснил: «Ты не понял, я хочу, чтобы ты сыграл в обеих частях - женщину и мужчину, до операции и после»
Однако в дальнейшем от этой идеи Сергею Ливневу пришлось отказаться. Никакой грим, по мнению режиссера, не мог убедить зрителя, что передним женщина. Роль предложили замечательной актрисе Евдокии Германовой. Затем вновь были долгие съемки, перерывы, изменения сценария, переделки уже готового материала в монтажной…
То, что получилось в итоге, никак не устраивало Алексея Серебрякова. Он вспоминает: «Когда увидел окончательный результат, то даже хотел снять свое имя с титров. Я так и сказал Сереже: «Если бы ты не был моим другом, я бы попросил тебя вычеркнуть мое имя из титров». Потому что при новом монтаже получилась совсем другая смысловая конструкция. И эту конструкцию я не играл. И когда я смотрел готовый фильм глазами профессионала, то к самому себе как исполнителю у меня неизбежно возникали претензии. Это была подстава меня как профессионала. Если бы я знал, что финальная конструкция иная, я бы играл по-другому, я иначе бы строил свое существование на экране. Но в то же время я признаю, что у него как автора есть свои права на фильм».
Тем не менее, за эту работу Алексей получил приз «За лучшую мужскую роль» на фестивале «Киношок» в Анапе.
Во второй половине 90-х Серебряков снимался гораздо реже. Самая известная работа – роль в фильме Андрея Разенкова «Тесты для настоящих мужчин». Надо сказать если бы не ж
на, то возможно, что этой роли бы так и не было. Именно она уговорила Алексея поддержать режиссера-дебютанта. Актер признается, что вообще часто советуется со своей женой, доверяет ее интуиции. Хотя об этой картине Серебряков не очень высокого мнения: «По большей части пришлось быть в фильме манекеном», правда он добавляет, что «старался, чтобы за сделанную работу мне не было стыдно перед моим ребенком». И фильм действительно получился добротным.
В конце 90-х Алексей Серебряков наконец обрел счастье в личной жизни. Вообще-то со своей нынешней женой Машей он познакомился еще в середине 80-х, на дне рождения сына их общих друзей. Потом они долго не виделись. К тому же Маша затем вышла замуж, уехала в Канаду, где танцевала по контракту.
В очередной раз Алексей увиделся с ней, когда она приехала в Москву навестить родителей. Тогда же произошло одно необычное обстоятельство. Машина годовалая дочка Даша, увидев Алексея, вдруг потянулась к нему и сказала: «Папа», - чем вызвала смех у всех присутствующих на дне рождения. Тогда никто не придал значения этому событию. И зря…
А дальше… Алексей вспоминает: «Выбрав подходящий момент, предложил сбежать со мной на дачу. Манечка отказывалась, хотя и чувствовала, что «нежной страстью сама ко мне пылает...» Я понимал, что она очень скоро уедет из страны и я вновь
потеряю ее. Тогда я и сказал Маше: «Я же люблю тебя!». Это было как крик души. Я по гороскопу Рак и всегда очень осторожно отношусь к признаниям в любви. А тут уже не выдержал. После того как Манечка узнала о моих чувствах, она развелась с мужем. Нам было очень трудно. Мы не хотели причинять боль близким людям, но такова жизнь. Она распорядилась иначе».
Вообще о своей жене и приемной дочке Алексей всегда говорит с огромной нежностью. Он признается, что очень счастлив, а Дашенька его «главная награда». Между прочим, Алексей Серебряков очень домашний, семейный человек. В обычной жизни он совсем не похож на многих своих героев. Он ни жесток, не груб, а наоборот очень мягкий, неконфликтный, и даже немного стеснительный человек, с философским складом ума. Светские рауты он старательно избегает, а свободное время предпочитает проводить в семье, общаясь с близкими ему друзьями.
«В нашей семье состояние абсолютного покоя. И даже если вокруг будет полное дерьмо, знаю, что у меня есть этот маленький мир, где я могу закрыться и чувствовать себя совершенно счастливым», - говорит Алексей.
Кроме того, Алексей очень хозяйственный, мастеровитый человек. Про таких как он говорят, что руки у него растут откуда надо. Серебряков признается: «У меня много инструмента, всякие болгарки, дрели, шуруповерты. Я их очень люблю. Поскольку н
ам приходится снимать жилье и переезжать с места на место, я уже, наверное, квартир пятнадцать в божеское состояние привел. Ненавижу полированную мебель, которая как правило, прилагается к снимаемой квартире. Поэтому стараюсь снять пустое жилище. А на чем сидеть и спать, сам сделаю».
С началом нового века началась медленная реанимация отечественного кинематографа. Правда, первоначально экран заполонили многочисленные криминальные сериалы. Из них несколько выше по уровню был «Бандитский Петербург», который снимал режиссер Владимир Бортко. Он уже работал с Алексеем Серебряковым в начале 90-х, и теперь, вспомнив, пригласил его на роль адвоката Олега Званцева.
Первоначально Серебряков не хотел участвовать в этом проекте. Решающую роль сыграло то, что режиссер, которого Алексей очень сильно уважает, лично позвонил и попросил его исполнить эту роль. Немаловажным фактором явилось так же и то, что в сериале принимали участие близкие друзья Серебрякова – Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова.
Алексей рассказывает: «Я лет пятнадцать с ними дружу. У нас с Димой уже существует понимание на уровне выражения глаз, взгляда. И мне очень хотелось узнать, как такое понимание выразиться в кино. Прежде такой возможности у нас не было, а тут «Бандитский Петербург» и подвернулся. Вот мы с Димой и договорились на
съемках сопротивляться вдвоем, если что-то не понравиться. А дальше импровизировать».
Сериал всколыхнул зрительский интерес к актеру, многочисленные поклонницы требовали рассказать о Серебрякове. Как и после «Фаната» журналисты стремились взять у него интервью, а режиссеры стали приглашать на различные роли.
В том же 2000 году Серебряков сыграл несколько необычную для себя роль - Бориса Савинкова в сериале «Империя под ударом». Затем последовали роли Сергея Земцова в триллере «Шатун», Алексея Бурова в боевике «Десант»…
Настоящим событием в отечественном кинематографе стал сериал «Баязет» по одноименному роману Валентина Пикуля. Алексей Серебряков сыграл там кавалергарда Карабанова, честного, справедливого, принципиального офицера, беззаветно преданного Отчизне. Фильм рассказывает о малоизвестном эпизоде русско-турецкой войны (1877 -1878 гг.) – обороне крепости Баязет, когда полторы тысячи русских солдат и офицеров мужественно противостояли напору тридцати тысяч турок.
В 2004 году Серебряков снялся в многосерийном фильме «Штрафбат». Вновь актер сыграл роль храброго, самоотверженного офицера, пекущегося о своих солдатах - комбате Твердохлебове. Фильм поднял трудную тему – о трагических судьбах штрафников, тех самых, которых бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Смерть
окружала их со всех сторон: спереди их косили пулеметы противника, сзади - пулеметы заградотрядов НКВД.
Об этих страницах войны до сих пор военные историки говорить не любили. Фильм же всколыхнул ожесточенные споры. Создателей обвинили в намеренном искажении исторических фактов, очернении Советской армии. «Этими фильмами и подобными публикациями в холуйской прессе они пытались убедить молодежь, что в войне победили не Матросовы, Гастелло, и Космодемьянские, а уголовники и дебилы», - пишет, к примеру, генерал – майор авиации Е. И. Копышев. На самом же деле, хотя фильм действительно не лишен исторических ляпов, он ни в коем случае не принижает роль героев Великой Отечественной, а лишь пытается восстановить историческую справедливость – вспомнить о тех, кто тоже вложил свой вклад в общую победу. Чего стоят только финальные титры фильма, когда перечисляются штрафные батальоны и роты…
В 2005 году Алексей Серебряков порадует поклонников двумя новыми работами. В боевике Егора Кончаловского «Побег» Серебряков снялся в роли полковника Пахомова.
А на студии «Ленфильм» питерские режиссёры Юрий Лебедев и Борис Фрумин завершили съёмки двухсерийного психологического детектива «Нелегал». В этой картине, повествующей о событиях 70-х годов, когда в разгаре была «холодная война», Алексей Серебряков сыграл опытного сотрудника ГРУ.