Оказалось, что в столице концертных залов кот наплакал. Это позорно для одной из европейских столиц, но это так. Кроме как в ГЦКЗ "Россия" в "Лужниках" нам больше негде посадить оркестр. Дом музыки? О, нет! Там ужасная акустика.
С четверг в ГЦКЗ "Россия" в "Лужниках", 30 сентября - в БКЗ "Октябрьский" в Петербурге и потом в российских и украинских городах отечественные рок-могикане из "Воскресения" будут отмечать 30-летие своей команды. Создатели песни "Кто виноват?", одного из двух главных (наряду с "Поворотом" "Машины времени") народных хитов, подготовили программу, в первом отделении которой при поддержке Симфонического оркестра Государственной классической академии им. Маймонида сыграют свои известные темы. Об антураже будущего концерта и бывших участниках группы бессменный лидер "Воскресения" Алексей Романов рассказал обозревателю "Известий" Михаилу Марголису.
Зачем "Воскресению" понадобился симфонический оркестр?
- Ну, надо же что-то изобразить специально для юбилея. Изначальный посыл исходил от нашего директора Володи Сапунова. Мы раздолбаи, нам все эти юбилеи по барабану на самом деле. Наше дело - взять инструмент и выйти на сцену, все остальное - гарнир. А Володя подумал о том, чтобы событие выглядело пафосно. Самое простое - разукрасить свое выступление сочным инструменталом. То есть представить наш "карандашный рисунок" в виде "масляной живописи". Мы репетировали с оркестром, получалось красиво.
Легко находили взаимопонимание? Вы же люди-то расслабленные, погруженные в себя.
- Во-первых, у оркестрантов есть свой дирижер. Поскольку это студенческий оркестр, дирижер для них незыблемый авторитет. Во-вторых, на репетициях присутствовал автор аранжировок Александр Васильевич Слизунов, который в работе с оркестрами уже собаку съел, и не одну. Он человек с консерваторским образованием, да еще хорошо знающий рок-н-ролльную историю. В-третьих, все эти ребята академические музыканты, и с ними легко договориться, у всех ушки на макушке. Ну, а в-четвертых, наш барабанщик Алексей Коробков также является преподавателем в этой академии.
Эти академические оркестранты реально представляли, с какой группой их позвали сыграть?
- Думаю, репертуар наш им по большей части незнаком. Когда мы выходили на перекуры в кулуары академии, к нам за автографами подходили в основном медики - в академии много факультетов. Впрочем, с какой стати мальчик, поступивший учиться по классу виолончели, должен знать рок-группу "Воскресение"? Он играет Брамса, Шуберта, Чайковского.
У тебя прежде был опыт работы с оркестром?
- Нет. Помнится, классе в восьмом или девятом я занимался в джаз-банде при Доме пионеров. Гитаристы там уже были, поэтому меня назначали контрабасистом, и некоторое время я постигал премудрости игры в коллективе, близком к оркестру. Пожалуй, это все.
Кто подбирал вам для юбилейной программы залы в Москве и Питере?
- Мы проводили несколько совещаний по этому вопросу. Оказалось, что в столице концертных залов кот наплакал. Это позорно для одной из европейских столиц, но это так. Кроме как в ГЦКЗ "Россия" в "Лужниках" нам больше негде посадить оркестр. Дом музыки? О, нет! Там ужасная акустика. Я ходил туда с супругой на концерт оркестра под управлением Геннадия Рождественского, и мы ушли в антракте. Слушать было невозможно, хотя это прекрасный оркестр с отличным репертуаром. Во МХАТе на Тверском мы уже выступали. Ощущения какие-то инфернальные. Так же, как в "Олимпийском". На чей бы концерт я туда ни ходил, мне потом на душе скверно. Какой-то физический упадок там ощущаю.
На подобных юбилеях группы нередко приглашают на сцену своих бывших участников. Вы, я так понимаю, этого делать не планируете, хотя список музыкантов, причастных к "Воскресению", солидный: Константин Никольский, Евгений Маргулис, Михаил Шевяков, Алексей Макаревич...
- Женя Маргулис занял когда-то по отношению к "Воскресению" определенную позицию. Мы мило общаемся при встречах, но играть с нами он более не хочет. Мишка Шевяков занят своей работой. Лешка Макаревич сейчас, кажется, мало практикует на гитаре, и для него был бы невероятный стресс - выйти на большую сцену и что-то сымпровизировать. Костя Никольский, я уверен, смог бы, но мы просто отношения не поддерживаем. Хотя, что говорить, мечта любого продюсера - собрать хотя бы раз так называемый "золотой" состав "Воскресения". Но каждого исполнителя надо мотивировать, дабы он согласился ради одного концерта сделать что-то несвойственное ему в данный момент. Вот Андрей Макаревич не против выйти, сыграть с нами какой-то номер или тост произнести. Возможно, Саша Дитковский исполнит какое-нибудь соло на трубе - у нас в оркестре таких, как он, солистов нет.
Вы вспомните скончавшегося год назад в Канаде Сергея Кавагое - одного из основателей и первого барабанщика "Воскресения"?
- Не думали об этом... Но ты мне подал идею. Я помню, году в 1995-м он приехал в Москву и пришел на наш концерт. Мы посадили Серегу за барабаны, и от его "бочки" меня подкинуло. Я не особо разбираюсь в тонкостях игры на барабанах, но в "бочке" Кавы ощущались такая энергия, тембр, краски, что у меня шампанское в крови появилось.
В "Лужниках" ваша программа будет составлена из старых хитов. Придерживаетесь принципа Кости Никольского: пусть новые песни пишут те, у кого старые плохие?
- Конечно же, как и любому автору, время от времени мне хочется сделать что-то новое. Но это ведь должна быть не очередная разновидность "Кто виноват?" или "Снилось мне". И не концептуальная блюзовая пластинка. Я мыслю альбомами. Сейчас мне не хватает еще пары вещей, которые я мог бы присоединить к уже написанным текстам и начать подготовку к новому проекту.