Всего выполнил 821 боевой вылет, провёл около 200 воздушных боёв, сбил лично 35 и в составе группы 8 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, служил на различных командных должностях в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями.
Родился 23 Марта 1921 года в деревне Мыканино, ныне Истринского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, работал на московской обувной фабрике. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Сражался под Харьковом и Сталинградом, Ростовом и Мелитополем, участвовал в боях на реке Молочной и в Крыму, на Сандомирском плацдарме, в Венгрии и Чехословакии.
К началу Февраля 1943 года командир эскадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии Капитан А. М. Решетов совершил 432 боевых вылета, провёл 100 воздушных боёв, уничтожил лично 11 и в группе - 8 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего выполнил 821 боевой вылет, провёл около 200 воздушных боёв, сбил лично 35 и в составе группы 8 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, служил на различных командных должностях в ВВС. С 1964 года Гвардии Полковник А. М. Решетов - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Умер 26 Февраля 2001 года.
* * *
В первые дни Великой Отечественной войны, которые немногие из участников тех боёв пережили, а ещё меньше тогда было тех, кто надеялся их пережить, Решетов совершил несколько десятков боевых вылетов. Штурмовал бесконечные неприятельские колонны, участвовал в боях с немецкими самолётами. Желание сражаться, бить наглого и жестокого врага постепенно стало всепоглощающим, подавляющим другие чувства - осторожность, усталость, голод. Отважно он поднимает в воздух чужие и незнакомые, а нередко неисправные и повреждённые машины, с уверенностью умудренного опытом лётчика меняет типы истребителей: И-15бис, И-16, И-153.
Свою первую победу одержал уже 22 Июня 1941 года. Дело происходило над Черновицами. Вылетев на истребителе - биплане И-153 для отражения налёта большой группы пикировщиков Ju-87, Алексей уничтожил одну машину. Первая победа окрыляет, вскоре Решетов добился второй победы, затем третьей...
В Августе 1941 года он попал в состав вновь формируемого 273-го истребительного авиационного полка, который вскоре приступил к боевой работе в районе Конотопа. Лётчики в полку подобрались умелые, в большинстве своём закалённые в том страшном лете и, как вскоре выяснилось, способные решать ответственнейшие задачи воздушной разведки в масштабах армии и фронта.
Умение пользоваться глазами, аналитический склад ума, врождённая интуиция, инициативность и, наконец, незаурядное лётное мастерство выдвинули Лейтенанта Решетова в число тех немногих офицеров, кто мог выполнить самое сложное задание.
Июньским утром 1942 года Алексей Решетов, вылетев из - под Валуек на разведку войск противника, был подбит огнём зенитной артиллерии. Перетянув линию фронта он упал на позиции наших пехотинцев. Подбежавшие солдаты вытащили лётчика из кабины. Все лицо его было залито кровью, он был без сознания. Ранения оказалось тяжёлым и Алексея отправили в
тыловой госпиталь. На одной из остановок он самовольно сошёл с поезда и отправился разыскивать свой полк. Нашёл его уже под Калачём.
Вскоре начались ожесточённые бои в небе Сталинграда. Вот выписка из лётной книжки Алексея Решетова, заполненная в те дни:
"17 Августа - три раза вылетал на воздушную разведку, вёл бой, уничтожил Ме-109 и подбил другой. 18 Августа - сделал 4 боевых вылета. Вёл воздушный бой, сбил Ме-109. 19 Августа - провёл 3 боя с истребителями противника. 21 Августа - произвёл воздушную разведку. 23 Августа - ведя разведку, участвовал в 2-х воздушных боях. 31 Августа - участвовал в прикрытии аэродрома. Всего за Август 1942 года сделал 52 боевых вылета. Провёл 15 воздушных боёв. Сбил 5 и подбил 1 самолёт противника".
Как - то, в Августе 1942 года, Решетова срочно вызвали в штаб. Там он увидел Генерала Т. Т. Хрюкина - командующего 8-й Воздушной армией, который лично поставил перед ним боевую задачу. Следовало срочно доставить пакет с документами окружённой группе наших войск в одной из излучин Дона. Для этого выделялось 4 самолёта, у каждого лётчика - по экземпляру документа. До цели добрался лишь Алексей, остальные лётчики были сбиты по дороге немецкими истребителями. Вскоре Решетов узнал, что окружённая группа войск при помощи других частей успешно вышла из окружения. В этом была и его заслуга.
Отдельное место в биографии Решетова занимает прохождение службы в составе группы "лётчиков - штрафников", под командованием И. Е. Фёдорова. В штрафники Алексей угодил за то, что после воздушного боя расстрелял в воздухе самолёт своего ведомого, трижды бросавшего его в схватках с противником. Этот поступок квалифицировался военным требуналом как "самосуд"...
Группа штрафников, расположенная недалеко от Великих Лук, за Август - Сентябрь 1942 года уничтожила около 400 вражеских самолётов, в том числе 29 известных Асов. Однако все эти победы на официальные счета лётчиков записаны не были ! Поэтому окончательный итог боевой деятельности Решетова, их командира - Ивана Фёдорова и других пилотов воевавших в этой группе, больше нежели официально значится на их личных счетах.
Осенью 1942 года, вернувшись в свой полк, Алексей в одной из схваток уничтожил пикировщик Ju-87. Вскоре наступил новый, 1943 год. Туманным Январским утром четвёрка "Яков" летела южнее Сталинграда. На пути им встретилась группа Ju-87. В завязавшемся бою Решетов уничтожил вражеский самолёт, но и сам попал под огонь стрелков. Его истребитель был повреждён и Алексей совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Товарищи прикрывая его с воздуха не давали немецким солдатам приблизиться к лётчику.
Но вот один из "Яков", попав под огонь зениток, задымив потянул к линии фронта. Как потом выяснилось это был Фотий Морозов. Он сел в расположении своих войск и договорившись с командованием, взяв грузовую автомашину, поехал искать Алексея. Поздно ночью, при свете фар, он нашёл Решетова, укрывающегося в стоге сена. Через 4 суток друзья были в своем полку.
В Ноябре 1942 года полк стал именоваться 31-м Гвардейским и был переведён на Южный фронт. И там, получив большой опыт в боях под Сталинградом, авиаторы смело вступали в воздушные схватки с численно превосходящим противником и выходили из этих боёв победителями. Таких примеров становилось всё больше. 27 Января 1943 года четвёрка Як-1, прикрывая свои войска, встретила семёрку бомб
ардировщиков Ju-88 и две пары истребителей сопровождения Ме-109. Первую атаку наше звено произвело внезапно со стороны солнца, затем парами атаковало бросившиеся врассыпную "Юнкерсы". В этом бою Гвардии Капитан А. М. Решетов и Гвардии Лейтенант Н. Е. Глазов сбили по одному бомбардировщику, которые упали и сгорели в районе станицы Мечетинская.
Нечасто бывает, чтобы человек в совершенстве владел сразу несколькими, пусть близкими, специальностями. Блестящий разведчик, Решетов был и непобедимым воздушным бойцом. Ни один другой лётчик, специализировавшийся на ведении воздушной разведки, не имел на своем счету такого количества побед. Только за время сражения под Сталинградом, Алексей совершил 150 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных схваток, лично и в группе сбил более 10 вражеских машин. Это был его вклад в великую победу советского народа на берегах Волги. 1 Мая 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в боях с врагами, был удостоен звания Героя Советского Союза.
В лётной манере Решетова превалировали точность и аккуратность, выдержка и осмотрительность никогда не покидали его. В более чем 800 своих боевых вылетов он пережил десятки опаснейших приключений: горел и был ранен, пролетал над неприятельскими войсками на высоте нескольких метров, взлетал под автоматными очередями...
Как же сложилась дальнейшая судьба лётчика ? Об этом можно ещё долго рассказывать. После Сталинграда воевал на Южном фронте, участвовал в освобождении Донбасса, где в Сентябре сбил истребитель Ме-109. В Ноябре 1943 года сражался под Никополем. Весной 1944 года, находясь на 4-м Украинском фронте, принимал участие в освобождении Крыма. В осенью 1944 года полк был перевооружён самолётами Як-3, на одном из которых Решетов на 2-м Украинском фронте летал над территорией Румынии и Венгрии. Закончил войну в Чехословакии. За период войны через его руки прошли практически все типы истребителей конструкции А. С. Яковлева - Як-1, Як-7Б, Як-9У и Як-3.
С лета 1944 года Алексей Решетов летал на "именном" истребителе Як-1Б с бортовым номером "16" и надписью под кабиной: "Колхозники Шотовского сельсовета Ивановского района Запорожской области - Герою Советского Союза Гвардии Майору Решетову". При освобождении Польши лётчик в одном из журналов увидел фотоснимок девочки 3 - 4-х лет и изобразил детское лицо на обшивке фюзеляжа своего "Яка". На этом машине отважный лётчик выполнил около 300 боевых вылетов и одержал 12 воздушных побед.
В Марте 1945 года бои шли за Дебрецен и Донау. Однажды Решетов повёл шестёрку Як-3 в атаку против 48 FW-190 в районе Эстергома, 8 из которых были сбиты без потерь с нашей стороны. За этот бой Решетов был награждён орденом Суворова 3-й степени.
Всего же за время войны он совершил 821 успешный боевой вылет, в том числе 250 - на разведку. Участвуя в 200 воздушных боях, уничтожил лично 35 и в группе с товарищами 8 самолётов противника, 1 - подбил. Ещё один самолёт, сбитый лично Решетовым, был записан им на счёт молодого лётчика - его ведомого. Он закончил войну известным асом, 24-летним юношей, Героем Советского Союза, тяжело раненным в боях, потерявшим отца и двух братьев...
После окончания войны Алексей Михайлович ещё долго служил в ВВС. Он командовал полком, летал на многих типах реактивных истребителей, окончил Военно - Воздушную академию. Демобилизовался в звании Полковника в 1964 году