Популярные личности

Алексей Пахомов

Советский художник и график
На фото Алексей Пахомов
Категория:
Дата рождения:
1900-10-02
Место рождения:
с. Варламово, Россия
Дата смерти:
1973-04-14
Место смерти:
Санкт-Петербург, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Из-за событий революции и гражданской войны ученье затянулось, и он закончил его только в 1925 году во ВХУТЕИНе, но очень быстро приобрел репутацию зрелого мастера.


Пахомов родился в деревне Варламово Вологодской губернии в крестьянской семье. Рано обнаружив тягу к искусству, он на деньги, собранные благотворителями, приехал в 1915 году в Петроград. Из-за событий революции и гражданской войны ученье затянулось, и он закончил его только в 1925 году во ВХУТЕИНе, но очень быстро приобрел репутацию зрелого мастера. Успев последовательно пройти все искусы современных художественных течений, вплоть до самых крайних, он стремился соединить живописную традицию с завоеваниями искусства XX вена. В красивых по цвету, утонченных по мастерству, монументальных по строю полотнах неизменно воплощались возвышенные представления художника о человеке («Работница», 1926; «Купающаяся девочка», 1927; «Крестьянский мальчик» и «Жница», обе 1929; «Подруги», 1930). Продолжением этих картин стала живописная серия начала 1930-х годов «На солнце», в которой с целомудренной поэтичностью трактовалась тема обнаженного тела.

Одновременно с живописью и станковой графикой Пахомов занимался иллюстрированием книг для отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Излюбленными темами художника были жизнь детей и быт русской деревни («Мастер» С. Я. Маршака, 1927; «Ведро» Е. Л. Шварца, «Коса» Г. А. Кругова, обе 1929; «Как Саньку в очаг привели» Л. А. Будогоской и «Мяч» С. Я. Маршака, 1933). Уже в конце 1920-х годов он оказался в числе лучших иллюстраторов детской книги. Главной его заслугой было преодоление распространенных стандартов условного – кукольно-слащавого или карикатурного – изображения детей. Его обаятельные персонажи неизменно отличались психологической достоверностью и социальной конкретностью.

В первой половине 1930-х годов усложнившаяся идеологическая обстановка, в частности кампания по борьбе с «формализмом», поставила Пахомова в трудную ситуацию: его картины все чаще и чаще становились объектом нападок. Не желая поступаться творческими принципами, он решился вообще оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой графике, сосредоточившись исключительно на рисунке. Отличное и самобытное мастерство рисовальщика верно служило ему и в иллюстрациях к книгам («Бежин луг» И. С. Тургенева, 1936; «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1937), и в литографских эстампах (серия «Ленинградский дворец пионеров», 1939 – 40).

Войну Пахомов провел в блокадном городе, не прерывая работы, результатом которой явилась знаменитая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—44). Достигший к послевоенному времени высоких степеней официального признания, Пахомов тем не менее сохранял трезвое отношение к своему искусству и с началом «оттепели», некоторой либерализации общественной жизни в 1960-х годов, стал предпринимать попытки обновить его – вернул в графику цвет и некоторые приемы своих ранних работ, но серьезного поворота в творчестве совершить уже не смог.



Поделиться: