Беседа с руководителем группы Каталога департамента управления проектами компании "Яндекс" Алексеем Остроумовым состоялась 24 мая 2007 года.
Здравствуйте. На странице http://yaca.yandex.ru/about.xml, рассказывающей о Яндекс.Каталоге, нет информации о том, когда Каталог начал работу. Когда? Можете ли вы определить основные этапы развития Яндекс.Каталога?
-Добрый день. Проект Яндекс.Каталог был запущен 18 октября 2000 года. Затем он дв
ажды перерабатывался.
В июле 2002 года было опубликовано <второе издание>. В навигацию был вынесен перпендикулярный рубрикатор по основным типам ресурсов (товары и услуги, форумы, персоны, справки, ссылки и др.).
А осенью 2004 был принципиально изменен дизайн, наиболее посещаемые внутренние
рубрики были вынесены на первый уровень.
Сегодня разработанный нами классификатор сайтов повторен на многих ресурсах в Сети и фактически стал сетевым стандартом.
"Каталог Яндекса — первый в русском интернете, который не унаследовал свою структуру от Yahoo". А в чем преимущества структуры от
Яндекса?
-Вы задаете вопрос, ответ на который мы могли бы дать семь лет назад ;-)
Каталог Яндекса построен на основе фасетной классификации. Такая классификация с одной стороны позволяет легко организовать поиск ресурсов не только по тематике, но и по типу информации, а с другой стороны предо
твращает углубление рубрикатора и неоднозначность тематического отнесения ресурсов.
Сколько сотрудников занимаются поддержкой Яндекс.Каталога?
-Как и все остальные проекты Яндекса, Каталог делает команда. Сложно говорить о конкретном числе людей, поскольку за создание и усовершенствование люб
ого сервиса (Каталог - не исключение) болеет большое число наших сотрудников.
Чем определен порядок расположения рубрик на главных страницах Каталога и самого Яндекса?
-На главной странице Каталога http://yaca.yandex.ru/ рубрики сгруппированы определенным образом. В первом столбце рубрики <че
ловек и его окружение>: дом, учеба, работа, общество, коммуникации. Второй столбец - <развлечения>: отдых, юмор, спорт, музыка и др. Третий столбец - <бизнес> (для симметрии столбец дополнен двумя разделами из второй группы).
На главную страницу Яндекса http://yandex.ru/ вынесены только самые поп
улярные рубрики Каталога, они иногда изменяют свое место, но в целом группируются по такому же признаку, как и на странице http://yaca.yandex.ru/.
Какова посещаемость Яндекс.Каталога? Можно ли говорить, что Каталогом активно пользуются не только жители России?
-Статистика посещаемости Каталог
а доступна на странице - здесь.
В рабочий день в Каталог заходит примерно 470000 посетителей, которые просматривают около трех миллионов страниц.
Около 20% аудитории всего Яндекса - не жители России, разумеется, они пользуются и Каталогом.
Какие разделы Яндекс.Каталога наиболее посещаемы?
-Наиболее посещаем раздел <Развлечения>, он всегда лидирует с заметным отрывом. В других категориях сильны сезонные всплески, например, во время студенческой сессии вперед вырывается рубрика Учеба, а сейчас - рубрика Спорт.
Каковы основные требования к сайтам, желающим попасть в Яндекс.Катало
-Требований не очень много.
Технические требования:
Сайт должен быть на русском языке (или иметь русскоязычную версию). Иногда допускается публикация полностью англоязычных сайтов, но только <знаковых> в своих областях (например сайт Уимблдонского теннисного турнира).
Сайт должен функц
ионировать в полном объеме, все важные страницы должны быть наполнены информацией.
Сайт не должен нарушать требований лицензии на использование поисковой машины.
Сайт не должен нарушать законодательство РФ.
Содержательные требования:
Информация на сайте должна быть интересна широкому кру
гу лиц.
Информация на сайте должны иметь относительно узкую тематическую привязку (у сайтов типа <немножко обо всем> шансов попасть в Каталог меньше, чем у тематических проектов).
Сайт не должен быть полным или частичным дубликатов другого, уже публикованного в Каталоге сайта.
Можете ли вы
выразить в процентах число заявок от веб-мастеров, которые были отклонены редакторами Яндекс.Каталога?
-Такую оценку можно дать только для платной регистрации. Мы отклоняем примерно 25-30% заявок на платную регистрацию.
При бесплатной регистрации заявки не отклоняются, они навсегда остаются
в нашей базе. Редакторы отбирают лучшие сайты, от общего количества заявок это примерно 10%.
Можете ли вы оценить процентное соотношение сайтов, добавленных редакторами Яндекса по своему усмотрению, к сайтам, добавленным по заявкам веб-мастеров?
-Все сайты (кроме добавленных на платной основе
) редакторы добавляют по своему усмотрению, но на многие из этих сайтов веб-мастера (и владельцы сайтов) оформляли заявку. Процентное соотношение мы не считаем.
Исходя из каких соображений установлены расценки платной регистрации в Яндекс.Каталоге? Есть ли у вас планы по изменению цены?
-Мы п
ридерживаемся принципа бесплатного пополнения Каталога. Установленная цена позволяет поддерживать количество платных регистраций на уровне в 15% от общего их числа.
Изменять цены пока не планируется, но это вполне возможно. Обычно об изменениях цен мы сообщаем за месяц.
Отслеживаете ли вы ра
боту сайтов после их добавления в Яндекс.Каталог? Согласитесь, возможна ситуация: доменное имя продано, и концепция сайта резко изменилась.
-Да, конечно, сайты проверяем.
Специальный робот каждый день проверяет ресурсы на <живость> и после нескольких отрицательных откликов снимает с публикации
неработающие.
Кроме этого редакторы получают несколько ежедневных и еженедельных отчетов с <подозрительными> сайтами. Кроме того, редакторы регулярно пересматривают весь Каталог.
Правда ли, что регистрация в Яндекс.Каталоге происходит как бы в 2 этапа: вначале сайт появляется в т.н. "скрыто
й части" Каталога, а потом уже становится доступным для всех посетителей в соответствующем разделе?
-Это миф. Если сайт взяли в Каталог, то он сразу в нем публикуется. Двухступенчатой системы публикации нет.
Как долго сайт, попавший в Яндекс.Каталог, виден в поле "Новые сайты в рубрике"?
Ровно 4 недели.
Есть ли в свободном доступе статистика поисковых запросов, которые пользователи делают в Яндекс.Каталоге?
-Такой статистики нет. Поиск в Каталоге - это лишь вспомогательный сервис, им пользуются около 15-20% посетителей. Основная масса пользователей, как и положено в каталоге,