Оленин Алексей Николаевич (29.12.1763 - 29.4.1843), археолог, историк и художник.
Образование получил в Страсбургском университете и Дрезденском артиллерийском училище. Участвовал в шведской кампании 1789—90 и в действиях против польских конфедератов в 1792. При Павле I был обер-прокурором в сенате и директором школы титулярных юнкеров, учрежденной для образования юристов. В 1803 назначен товарищем министра уделов, в 1811 — директором Императорской публичной библиотеки, в 1817 — президентом Академии художеств. Как член Академии наук принимал участие в составлении славяно-русского словаря, который, по его мнению, должен был заключать в себе все решительно слова, не исключая даже «наречия простолюдинов». Разобрав надпись на тмутараканском камне и сделав ее критическую оценку, Оленин положил начало русской палеографии. Написал много статей и брошюр, посвященных археологическим изысканиям и изданных археологическим обществом. Оленин примыкал к партии А. С. Шишкова, был врагом галломанов, принимал деятельное участие в «Беседе любителей русского слова». Главные из отдельных трудов Оленина, не вошедших в собрание его сочинений: «Очерк нового библиографического порядка для императорской публичной библиотеки» (СПб., 1809), «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств с 1764—1824 годы» (СПб., 1829), «Рассказы о 1812 г.» («Русский архив». 1868), «О заседании Государственного Совета по получении известия о кончине Александра I» («Сборник Русского Исторического общества». Т. 20).
В антинаполеоновскую кампанию 1806—07 участвовал в земском ополчении (милиции), пожертвовал 2000 руб. и две пушки; награжден золотой медалью и правом на ношение милиционного мундира, который впоследствии охотно надевал в торжественные дни, предпочитая другим, более соответствовавшим его высокому положению. Ненависть к Наполеону, антифранцузские настроения Оленина, обострившиеся в 1812, нашли отражение в «Письме к архимандриту Филарету», а также в составленном им «Собрании разных происшествий, бывших в нынешней войне с французами…» (опубл. под назв. «Рассказы из истории 1812 г.»); сквозь конспективное изложение более 30 случаев, преимущественно со ссылкой на очевидцев, просвечивает его авторская антитеза нравственно-патриотических поступков русских солдат и крестьян, явившихся закономерными плодами «родительского семейного правления» в России, и зверств, дикости, богохульства французов — «детей неистовой Французской революции».
В первые годы XIX в. вокруг Оленина складывается дружественный литературный кружок (Озеров, Капнист, Н. И. Гнедич, Крылов, А. А. Шаховской, С. Н. Марин, Батюшков, С. С. Уваров и др.).
Оленин стал хозяином едва ли не самого знаменитого салона 1-й трети XIX в., объединявшего вокруг себя литераторов нескольких поколений, различных эстетических пристрастий. У Оленина бывали Державин, Н. М. Карамзин, Крылов, Гнедич, В. А. Жуковский, Батюшков, Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, И. И. Козлов, М. Е. Лобанов, В. А. Соллогуб, художники К. П. и А. П. Брюлловы, О. А. Кипренский, А. Г. Венецианов, скульптор И. П. Мартос, архитектор В. П. Стасов, М. И. Глинка и мн. др. — «все без исключения русские таланты того времени собирались около него» (Аксаков С. Т.).