Популярные личности

Алексей Молодчинин

Командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка
На фото Алексей Молодчинин
Категория:
Дата рождения:
1915-03-05
Место рождения:
с. Каргашино, Рязанская область, Россия
Место смерти:
Ленинград, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Гвардии Капитан А. Е. Молодчинин совершил 163 боевых вылета, в 27 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 7 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 5 Марта 1915 года в селе Каргашино Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. В Ленинграде учился в фабрично - заводском училище. Затем работал слесарем на Балтийском заводе. В Красной Армии с 1934 по 1935 и с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Марта 1942 года в действующей армии. К Марту 1943 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) Гвардии Капитан А. Е. Молодчинин совершил 163 боевых вылета, в 27 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 7 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил более 300 боевых вылетов, уничтожил 15 самолётов врага лично и 12 - в составе группы.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие авиационные курсы. С 1958 года Гвардии Полковник А. Е. Молодчинин - в запасе. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер в 1978 году.

* * *

Алексей Молодчинин родился на рязанской земле, но большую часть своей жизни прожил в Ленинграде. В 1934 - 1935 годах проходил обязательную срочную службу. В 1937 году вновь призван в армию и был направлен в Борисоглебское авиационное училище.

В Марте 1942 года получил назначение в 1-й ГвИАП на Калининский фронт, где сразу же проявил себя бесстрашным лётчиком - истребителем, мастером воздушного боя. Так 21 Августа 1942 года в районе Ржева Гвардии Капитан А. Е. Молодчинин, патрулируя по линии фронта, один вступил в бой против 6 истребителей противника, сопровождавших группу бомбардировщиков. Смело атаковав врага, он сорвал попытку бомбить наши позиции, сбил один истребитель Ме-109. В этом бою его машина так же была подбита, лётчику пришлось покинуть её на парашюте.

Упорный был бой и 16 Декабря 1942 года под гором Великие Луки. Тогда группа Молодчинина сбила 3 самолёта противника, не допустив их к цели и заставив сбросить бомбы на свои же войска. В Январе 1943 года, участвуя в операции по снятию блокады Ленинграда, лётный состав эскадрильи Молодчинина в 30 воздушных боях сбил 11 самолётов врага, из них 3 - уничтожил лично командир.

Летом 1943 года Капитан А. Е. Молодчинин отличился в боях на Курской дуге, сбив ещё несколько вражеских самолётов.

...12 Июля 1943 года войска Западного и Брянского фронтов при решительной поддержке авиации перешли в контрнаступление. Бои в небе шли с рассвета до темна, а с темна до рассвета по врагу наносили удары дальние бомбардировщики.

Мужественно бились с врагом воздушные бойцы 1-го Гвардейского ордена Ленина Краснознамённого истребительного авиационного полка, действовавшего в составе 2-го истребительного авиационного корпуса резерва Верховного Главнокомандования. Во время одного из вылетов десятку их "Яков" нацелили в район Ягодного, где немцы намеревались очистить небо для своих бомбовозов. Ведомый Капитан А. Е. Молодчинин бросил группу навстречу тупоносым FW-190. Тех было сначала всего несколько, но вскоре подоспела ещё дюжина !

Боевой разворот. Теперь надо сблизиться с вражеским истребителем, схватить его в стеклышко прицела, взять упреждение и... Бой прошёл с молниеносной быстротой. Небо стало чистым, ни одного чужака, лини дымные росчерки. Молодчинин по радио собирает десятку. Ну и ну ! За эти минуты они сбили 8 "Фоккеров" ! Остальных FW-190 и след простыл.

Капитан Молодчинин повёл строй истребителей вдоль линии боевого соприкосновения. И тут в эфире для него звучит с земли новая команда:

- Вам курс... Квадрат... Высота... Цель: группа "Юнкерсов". Сделайте всё, чтобы не отработали по нашим. Сделайте всё ! - Затем - позывной командира авиакорпуса Генерала Благовещенского... Сам вышел в эфир. Значит, стоящую цель выбрали вражеские бомбардировщики.

- Вас понял ! - откликнулся Молодчинин. И скомандовал всем разворот.

Внизу, меж тёмно - зелёных массивов леса, как и на карте, синели петли старых русских рек Ловать, Жиздра, Вытебеть, отсюда и название пункта - Старица. Здесь по дорогам в походном порядке подтягивались ленточкой наши стрелковые части и будто веером сразу по нескольким проселкам пылили колонны танков, спеша вступить в бой. Их то и выцелили "Юнкерсы"... Противник был впереди: ниже по курсу, лесенкой повышаясь от флагманской группы до замыкающей, прикрывая друг друга, плыли в воздухе 20 двухмоторных Ju-88.

Молодчинин с ходу обрушил "Яки" на флагманских косяк - вся колонна бомбардировщиков, взъерошившись, как ёж, встретила их иглами сотен пулемётные трасс. Ведущий выхватил глазами стеклянный колпак пилотской кабины "Юнкерса". Сдерживал себя, пока, всё укрупняясь в отражателе прицела, колпак этот с силуэтом вражеского лётчика не влез в круг сетки. Нажал гашетку, чуть ли не в упор ударив сразу из пушки и двух крупнокалиберных пулемётов; увидел, как разлетается вдребезги кабина вражеского самолёта и "Юнкерс" валится вниз...

В те же мгновения на виду у остальных экипажей колонны немецких бомбардировщиков круто пошли к земле ещё 4 Ju-88. Оставшиеся, сбросив бомбы куда попало, повернули восвояси... Всего в этом вылете группа в составе 10 советских лётчиков, ведомая Капитаном А. Е. Молодчининым, уничтожила 13 вражеских машин.

К концу войны Алексей Молодчинин совершил более 300 успешных боевых вылетов. В воздушных схватках сбил 15 вражеских самолётов лично и 12 - в группе с товарищами.

После окончания войны Алексей Егорович ещё долго продолжал служить в ВВС. Лишь в 1958 году вышел в запас в звании Полковника.



Поделиться: