Творческую мастерскую Алексей Петрович закончил в 1951 году картиной "Сталин в подпольной типографии". Эта работа участвовала во Всесоюзной выставке в Москве и была куплена для передвижного выставочного фонда СССР.
Алексей Петрович Кузнецов родился в 1916 году в Оренбурге в семье работника типографии. После окончания семилетней школы работал слесарем на паровозно-ремонтном заводе. Уже тогда Алексей Петрович начал заниматься живописью и рисунком и представил работу на конкурс юных дарований в Ленинграде.
В 1932 году поступил в Пензенское художественное училище. Его педагоги - известные художники Петров Н.Ф. и Горюшкин-Сорокопудов.
В 1936 году, после окончания училища, поступил во Всеросийскую Академию художеств, где занимался у своего бывшего педагога по училищу профессора Петрова Н.Ф.
Война прервала художественное образование Алексея Петровича. До конца 1942 года он находился в рядах действующей армии, а в 1943 году отозвался для продолжения образования в Академии художеств, которая в это время находилась в эвакуации в Самарканде. Этот период творчества художника представлен работой "Узбечка".
В 1946 году Алексей Петрович закончил Академию художеств мастерскую профессора Осьмеркина А.А. и получил звание художника живописи за дипломную картину "Дорога жизни", которая находится в Музее истории города.
С 1947 года Алексей Петрович начал свою педагогическую деятельность в Средней художественной школе при Ленинградской Академии художеств, а с 1948 года занимался в творческой мастерской профессора, народного художника Б.В. Иогансона. Выдающийся мастер отечественной живописи, который своими произведениями внес огромный вклад в развитие великих традиций русского реализма, Б.В. Иогансон способствовал творческому самоопределению многих своих учеников - в дальнейшем известных художников. Глубокое изучение проблем композиции, колорита, вопросов художественного наследия окончательно определило творческий путь Алексея Петровича Кузнецова.
Творческую мастерскую Алексей Петрович закончил в 1951 году картиной "Сталин в подпольной типографии". Эта работа участвовала во Всесоюзной выставке в Москве и была куплена для передвижного выставочного фонда СССР.
В 1952-1956 годах написаны картины "Рабочие революционные кружки в России" и "Ленин на II съезде РСДРП", которые находятся в музеях Москвы.
Весь творческий путь Алексея Петровича тесно переплетается с педагогической деятельностью. С 1952 года он стал директором Средней художественной школы при Академии художеств.
Художник - наследник традиций русской реалистической школы, Алексей Петрович Кузнецов воспитал целую плеяду художников, которые оставили заметный след в истории нашего искусства.
В 1960 году, учитывая большой опыт талантливого педагога и художника, Министерство культуры СССР направляет А.П. Кузнецова на два года в Демократическую республику Вьетнам для организации национальной художественной школы и становления живописи на реалистической основе в Ханойском художественном институте.
Годы, проведенные во Вьетнаме, - это успешное выполнение сложных педагогических задач и напряженная творческая работа. На выставке представлена часть работ этого периода, характеризующая Алексея Петровича Кузнецова как замечательного мастера портретной и пейзажной живописи. Его произведения просты, лиричны и изысканы по своему внутреннему содержанию. Работы этого периода замечательны еще тем, что в них художник с присущей ему остротой, тонким глубоким пониманием цвета, передал неповторимую прелесть женских образов в портретах "Девушка Тхай" , "Портрет Тхань", "Портрет Уань" и других. За два года художником было написано более семидесяти живописных полотен и сделано большое количество рисунков, которые демонстрировались на персональных выставках в Ханое (1960-1962), а затем в 1963 году в Ленинграде. Часть работ осталась в музеях Ханоя во Вьетнаме.
Вернувшись из Вьетнама, Алексей Петрович продолжает свою творческую и педагогическую деятельность. В 1962-1964 годах он работал над картиной "Великий почин" по заказу Министерства культуры РСФСР.
В 1968 году А.П. Кузнецову было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР.
В это же время утверждается проект, и Алексей Петрович начинает строительство нового здания Средней художественной школы. Необходимость расширения учебных помещений возникла еще в пятидесятых годах, т.к. число желающих учиться в СХШ увеличивалось с каждым годом. Школа переехала в новое здание в 1971 году, а в 1973 году ей было присвоено имя выдающегося художника и педагога Б.В. Иогансона.
Жизненный путь А.П. Кузнецова - яркий пример благородного служения людям и Отечеству. 45 лет отдал он воспитанию нового поколения художников. Его имя вошло в историю нашего искусства как педагога и художника. Безмерно щедрый, широкой души человек, цельный по своему внутреннему содержанию, с тонким пониманием красоты окружающего нас мира, Алексей Петрович нес в себе все то, что создает особый дух по-настоящему русской культуры.
Последние годы жизни художника тесно связаны с природой средней полосы России. Портреты и пейзажи этого периода "Портрет дочери", "Портрет жены", "Пасмурный день", "Яблони" и др. лиричны и глубоки по своему внутреннему содержанию. Сложные размышления художника о человеке, природе, о сущности бытия присутствуют в той или иной мере в каждом произведении.
В последней работе "Автопортрет", где эффект освещения придает особый драматизм произведению, изображен человек, который как бы с высоты своих прожитых лет соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее.
Выставка работ Алексея Петровича Кузнецова дает возможность ощутить зрителю присутствие его среди нас. В каждом произведении мы чувствуем непреодолимое желание мастера донести до нас свою любовь к людям, к красоте окружающего нас мира, к отечественной культуре.