Популярные личности

Алексей Хлобыстов

Летчик истребитель
На фото Алексей Хлобыстов
Категория:
Дата рождения:
1918-02-23
Место рождения:
с. Захарово, Рязанская область, Россия
Дата смерти:
1943-12-13
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе, был награждён вторым орденом Красного Знамени.


Алексей Хлобыстов родился 23 Февраля 1918 года в селе Захарово ныне Захаровского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Первоначально работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем в НИИ металлургического машиностроения в Москве. Летать учился в Устомском аэроклубе в 1938 году. В Красной Армии с 1939 года. Закончив Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году, попал служить в 20-й ИАП.

В Июне 1941 года Лейтенант А. С. Хлобыстов был отправлен в 153-й авиаполк ( Ленинградский Фронт ), где на 6-й день войны одержал первую победу на самолёте И-153, сбив бомбардировщик Ju-87. Он был тогда ещё совсем неопытным пилотом, не имевшим той уверенности и твёрдости, которая присуща старым, испытанным бойцам. Радость и волнение настолько захватили его, что полковой врач, осмотрев его после вылета, нашёл у лётчика повышенную температуру и отправил его в санчасть. Конечно, молодость взяла своё, и он так же быстро успокоился, как и разволновался. Уже через час оказалось, что температура у него нормальная и вообще он может спокойненько отправляться в очередной полёт.

Вскоре, 1 Июля 1941 года, ему удалось серьёзно повредить ещё один "Лапотник", который был вынужден совершить вынужденную посадку рядом с аэродром. За эти победы он был награждён орденом Красного Знамени. Позже полк был переброшен на Волховский фронт и перевооружён на МиГ-3.

В Январе 1942 года Алексей прибыл в 147-й истребительный авиаполк ( Kарельский Фронт ), около Mурманска, летающий на американских истребителях Curtiss P-40 "Томагаук".

8 Апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП были подняты на перехват группы из 15 пикировщиков Ju-87 и 5 многоцелевых самолётов Ме-110. Один "Стодесятый" был сбит, но вскоре появилась новая группа вражеских самолётов из 8 Ме-109. Хлобыстов атаковал Ме-110 и зажав его поливал огнём. Однако "Мессер" продолжал лететь, огрызаясь огнём стрелка. И тогда, Алексей ударил его крылом своей машины, после чего, Ме-110 повалился вниз и взорвался на земле. Самолёт Алексея Хлобыстова получил лишь незначительное повреждение крыла и вскоре Алексей присоединился к группе Kапитана A. П. Позднякова ( фото слева ) и Ивана Фатеева, чтобы атаковать Ju-87.

Один "Юнкерс" взорвался после атаки Позднякова, а другие стали быстро разворачиваться и уходить на свою территорию. Но тут в бой вступили истребители противника. Поздняков атаковал в лоб командира группы Ме-109 и таранил его. Оба самолёта при столкновении взорвались... ( за этот подвиг Алексею Позднякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза ).

Хлобыстов был ранен в бою с двумя другими Ме-109 и, выбрав момент, уже повреждённым крылом своего Р-40 срезал хвост вражеской машины. Продолжая полёт он наблюдал, как его жертва упала на землю и взорвалась, не давая пилоту шансов на спасение. Алексей Хлобыстов не только выполнил два тарана в одном бою, но и вернулся на аэродром с сильно повреждённым крылом своего "Томагавка" ! В этом бою лётчики 147-го авиаполка сбили 5 вражеских самолётов.

9 Мая 1942 года Хлобыстов в составе группы сбил вражеский бомбардировщик.

14 Мая 1942 года он одержал ещё одну победу, сбив истребитель Ме-109. Уже в самом начале боя его самолёт был повреждён пулемётной очередью. Алексей был ранен в ногу и руку. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Машина стала медленно терять высоту и тут он увидел прямо перед собой, чуть ниже, вражеский истребитель. И Алексей не раздумывая бросил свой "Там

агаук" на самолёт противника. Это был его третий воздушный таран !

После этой победы он долгое время провёл в госпитале, там же узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К тому времени Алексей совершил 266 боевых вылетов. Проведя 16 воздушных боев, сбил 4 самолёта лично и 6 в группе. После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и отдохнуть в санатории ВВС. После вручения в Кремле Золотой Звезды и ордена Ленина, Хлобыстову предоставили небольшой отпуск для поездки домой.

В газетах тогда часто появлялись заметки, в которых говорилось о победах, одержанных Хлобыстовым и его товарищами по эскадрилье. В номере за 25 Июня 1942 года в статье "Такая уж привычка" сообщается, что, вылетев на разведку, Хлобыстов в паре с лётчиком Крымским обнаружил и уничтожил "Мессершмитт". Ещё через 2 дня неразлучная пара Хлобыстов - Крымский опять уничтожила истребитель противника. День спустя очередной жертвой славного Гвардейца стали сразу 2 вражеских самолёта - "Мессер" и "Юнкерс", сбитые им совместно с лётчиками Пшенёвым и Жариковым.

В штабе части и в штабе соединения вели точный учёт сбитых нашими лётчиками самолётов. Всё заносилось в карточки, записывалось в сводки. Сам Хлобыстов в такой записи не нуждался. Потому что он помнил каждый сбитый им самолёт, каждый оставлял мету в его душе, а случалось, что и на теле.

Осенью он сбил свой очередной самолёт. Этот ему особенно запомнился. Наверное, потому, что при этом он и сам потерял и свою машину. Его истребитель, получив сильные повреждения, упал на землю. С помятой грудной клеткой очутился Хлобыстов в госпитале. Было обидно и больно. Больно не только оттого, что помята грудь. До боли в сердце жалел он свой истребитель, с которым успел сродниться и который, когда он летал, был как бы продолжением его самого, его рук и ног. Он лежал весь забинтованный: и лицо и грудь. И когда друзья пришли его навестить, они не сразу узнали его. Кто - то пошутил по этому поводу:

- А враги уже узнают почерк Алексея Хлобыстова.

Алексей сделал вид, что не расслышал этих слов. Он интересовался жизнью полка, спрашивал, получили ли новые самолёты, которые тогда ждали. Он вновь мечтал о полётах, о боях и о новых победах.

Вскоре он вернулся на фронт. И снова фронтовые изнурительные будни, вылеты, воздушные бои, радость побед и горечь утрат, когда не возвращались с задания товарищи.

Когда лётчики поднимались по тревоге в воздух, их провожали те, кто оставался на земле. Провожали и надеялись, что все благополучно вернутся на свой аэродром. Хлобыстов, обычно, шутил:

- Я всегда прилечу. Хоть на костылях, хоть на одном крыле, а доберусь до своих.

Но вот однажды боевые товарищи не дождались его. 13 Декабря 1943 года, командир эскадрильи 20-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан А. С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полёт над территорией занятой противником.

Наземные войска наблюдали в районе падения его самолёта мощный взрыв и сильный пожар. Не исключено, что свой последний полёт лётчик завершил четвёртым тараном - огненным.

К тому времени Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе, был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Подвиги Героя не забыты. В Москве и Мурманске есть улицы, носящие его имя. В Килп - Ярве, под Мурманском, есть школа которая носит имя Хлобыстова. Там, в музее боевой славы, собрано немало материалов об отважном лётчике



Поделиться: