Популярные личности

Алексей Гришин

Летчик истребитель
На фото Алексей Гришин
Категория:
Место рождения:
с. Санкино, Тульская область, Россия
Дата смерти:
1974-08-22
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Гвардии Капитан А. Н. Гришин совершил 378 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сбил 13 самолётов противника. 27 Июля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.


Родился в 1918 в деревне Санкино, ныне Ясногорского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и аэроклуб в Москве. Работал слесарем. С 1939 годв а Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Маю 1945 года командир эскадрильи 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан А. Н. Гришин совершил 378 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сбил 13 самолётов противника. 27 Июля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в армии. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1964 года Подполковник А. Н. Гришин - в запасе. Жил в Москве. Haграждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 22 Августа 1974 года.

* * *

Алексей Никонович Гришин, которого на фронте друзья называли "отважным и смелым воздушным бойцом", начал увлекаться авиацией довольно рано и полюбил её на всю жизнь. Да и трудно, конечно, было не увлечься. Скольких замечательных успехов добились советские лётчики в 1930-е годы ! О них с восхищением вспоминают и сегодня. Имена Чкалова, Громова, Водопьянова, Расковой, Гризодубовой, Осипенко, их товарищей и соратников по беспримерным перелётам вошли в историю. "Всё выше и выше !" - таким был девиз тех лет. Он звал молодёжь в кабины самолётов, в стремительный полёт. И она шла в аэроклубы, открывшие дорогу в небо. Не был исключением и Гришин.

Его отец погиб на фронте гражданской войны. Трудно приходилось матери, Анастасии Семёновне, сводить концы с концами. И без того небогатое крестьянское хозяйство постепенно разваливалось без мужских рук. Жить в деревне становилось всё труднее. Это и вынудило Анастасию Семёновну перебраться в город. Стала она работать стрелочницей на станции Лосиноостровская, а подросший Алексей пошёл в школу. К грамоте был он жаден, учился с интересом. Когда окончил семилетку, решил: "Буду помогать маме". И уже через несколько дней поступил работать в железнодорожные мастерские связи.

Вскоре о молодом слесаре с уважением заговорили в коллективе: скромный, дело знает, его рационализаторские предложения облегчают труд. Мать гордилась сыном, своей опорой. "Нашёл правильную дорогу", - думала она. Но сын мечтал о другом. Именно в этот период у него появилась страстная мечта стать лётчиком. И чтобы быстрее осуществить свою мечту, перешёл работать слесарем на Московский электрозавод имени В. В. Куйбышева и одновременно начал посещать аэроклуб. Совмещать работу и занятия было нелегко. Но его, как и многих других комсомольцев, увлеченных мечтой о небе, не пугало это. А потому занимался он с увлечением, стремясь как можно быстрее добиться своей цели.

Месяцы учёбы пролетели быстро, и уже в Январе 1939 года райвоенкомат направил Гришина в Борисоглебскую авиационную школу лётчиков, которую он также успешно окончил. В день окончания учёбы отправил письмо матери, где были такие строки: "Можешь поздравить меня. Теперь я лётчик ! Понимаешь, лётчик !"

Анастасия Семёновна радовалась за сына, но и печалилась одновременно. Понимала, что встречи теперь предстоят редкие и недолгие, только во время отпусков.

Великая Отечественная войнв застала Алексея Гришина в 168-м истребительном авиационном полку, где он командовал звеном. С первых же дней войны пришлось много летать: сопровождал бомбардировщики, вступал в схватки с врагом, летал на разведку. Работы хватало. Даже письмо домой написать было некогда, хотя понимал, что дома волнуются.

Как - то наша разведка установила, что в районе Могилёв - Подольского немцы взамен взорванного моста через Днестр соорудили временный деревянный, по которому и переправлялись их полчища. С воздуха переправу охраняли вражеские истребители.

Советское командование приняло решение уничтожить новый мост, что позволило бы задержать продвижение противника. Такая задача была поставлена одному из наших бомбардировщиков. А сопровождать его к цели и прикрывать должен был Гришин со своим ведомым.

К Днестру шли на высоте 2000 метров, под облаками. Когда подходили к переправе, заметили 9 вражеских истребителей. Решили немедленно атаковать их. Надо было отвлечь внимание истребителей от бомбардировщика.

Немецкие лётчики, надеясь, очевидно, на лёгкую добычу, бросились на нашу пару. Тем временем бомбардировщик спикировал и сбросил свой груз. Переправу разметало. Находившиеся в тот момент на переправе бензоцистерны накрыла речная волна. Позже Гришин рассказывал об этом:

- Когда встретились с фашистскими истребителями, мы не отвернули, а пошли в лобовую атаку. 2 против 9 ! Кое - кто может подумать: безрассудство. Но другого выхода у нас не было. Оказавшийся передо мной гитлеровский лётчик не выдержал лобовой атаки и отвалил в сторону, оставив хвост своего истребителя без прикрытия. Ситуация - выгодней не придумать. Сбил я его, а другого фашиста примерно в таком же положении послал на землю мой ведомый. Оставшиеся 7 самолётов бросились врассыпную. Мы за ними. Подожгли ещё 2 истребителя. После этого повернули обратно: кончилось горючее, надо было возвращаться на свой аэродром.

Когда пересекали Днестр, в машину Гришина попал вражеский снаряд, осколки которого повредили бензобак. Горючее стало заливать кабину. Лётчик задыхался. Как сел на землю, не мог потом даже вспомнить. Пришёл в себя лишь тогда, когда колхозники вытаскивали его из - под обломков самолёта.

После недолгого пребывания в госпитале Гришин снова вернулся в свою часть. О том, что пришлось лечиться, матери не написал. Домой пош

ло письмо, в котором было лишь несколько слов: "Не волнуйся. Жив. Воюю".

В канун 7 Ноября 1941 года он получил свою первую награду - орден Красного Знамени.

Боевой вылет, во время которого Гришин был сбит, стал хорошим уроком на будущее. Он ещё раз подтвердил известную истину: в полёте никогда нельзя терять бдительности. Радость первой победы лишь на миг отвлекла лётчика, и он не заметил, как был сам атакован и подбит.

Боевая деятельность Гришина, начавшаяся в небе Молдавии и юга Украины, продолжалась затем под Москвой, на Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах, а закончилась в Чехословакии. Вначале он командоэал звеном, потом эскадрильей. Водил на задания группы "Яков" различной численности. Десятки раз прикрывал штурмовиков, помогал им громить живую силу и боевую технику противника. Участвовал во многих штурмовках и бомбометаниях. Войну заканчивал уже в составе 153-го Гвардейского ( до 5 Февраля 1944 года - 516-й ИАП ) авиаполка.

Гришин по праву считался в части одним из опытнейших лётчиков. Умел хорошо разбираться во фронтовой обстановке, в совершенстве освоил тактику действий при встрече с противником, мог быстро оценить складывающуюся в воздухе ситуацию и принять единственно верное решение. И тем не менее он никогда не считал, что уже всё знает, всё постиг. Постоянно учился сам, того же требовал от подчинённых. Учился на собственном опыте и на опыте боевых товарищей. Ошибок, подобных той, которую допустил в начале войны, когда был сбит над Днестром, больше не совершал.

Летая на задания в небе Украины, с горечью всматривался в перепаханную танками и снарядами землю. Видел, что там, где побывали фашисты, остались сожжённые сёла, на месте большинства из них только трубы печные торчали. Да и многие города в груды камней превратились. Сердце переполнялось ненавистью к врагу.

Однажды Гришин получил несколько необычное задание: установить, где противник укрывает свои танки, прибывшие недавно из тыловых районов. На выполнение этого задания вылетели ранним утром. Прошли раз, другой над предполагаемым квадратом. Но вражеские машины словно сквозь землю провалились.

Что делать ? Решили ещё раз пройти над полем, что раскинулось за селом. Пока самолёты делали маневр, Гришин размышлял: "Странно что - то. Жатва только начинается, а копен многовато". И лишь теперь заметил следы от гусениц, обрывавшиеся у копен.

- Так вот оно в чём дело ! - с радостью воскликнул Гришин.

Спикировав, он дал несколько очередей из пулемётов. Копны вспыхнули ярким пламенем, и из - под них показались танки, которые устремились к лесу. Но уйти им не удалось. Вызванные по радио наши штурмовики довершили разгром. Над полем ещё долго стлался чёрный дым от пылающих танков.

Вылетая на разведку, Гришин не раз вступал в смертельные схватки с врагом и неизменно выходил из них победителем. Великолепно владея тактикой воздушного боя, он умел навязать противнику свою волю, сражался храбро и умело. Вот лишь несколько коротких примеров, выписанных из документов, которые хранятся в архиве:

"7 Сентября 1943 года, будучи ведущим группы из 6 Як-1, которая сопровождала 12 Ил-2, Гвардии Капитан А. Н. Гришин вступил в воздушный бой с 16 Ме-109, пытавшимися атаковать наши "Илы". Героически защищая штурмовиков, ведя бой с превосходящим в силе противником, он не допустил врагов к "Илам", отбил все атаки истребителей и вышел из боя победителем, сбив лично 2 Ме-109. Трёх "Мессеров" подожгли ведомые Гришина. Все наши истребители вернулись на свой аэродром.

2 Мая 1944 года А. Н. Гришин, являясь ведущим 4 Як-1, сопровождал группу из 6 Ил-2. Спустя некоторое время встретил 50 "Юнкерсов", прикрываемых 10 "Мессерами". Получив от авиационного командира с земли приказание атаковать противника, Гришин смело ринулся в бой, который провёл с исключительным мастерством. Он лично сбил Ju-87 и Ме-109, не допустив потерь штурмовиков от истребителей противника".

Всего же за годы войны А. Н. Гришин провёл 378 успешных боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сбил лично 13 вражеских самолётов. Сухие цифры. Но они о многом говорят. В этих боях были и мастерство, и мужество, и отвага советского лётчика, верного сына своего народа. Говорят эти цифры и о солдатском счастье, которое не обошло стороной Алексея Гришина.

378 боевых вылетов. Каждый из них требовал огромного напряжения сил, отличной подготовки, смелости, инициативы, умения использовать все возможности своего самолёта.

До самого последнего дня войны Гришин находился в действующей армии. Летал на Берлин, Прагу. Матери теперь писал часто. Письма были подробные, полны оптимизма, веры в скорый разгром врага.

За отличное выполнение заданий командования Алексей Никонович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Александра Невского. В 1945 году, уже после дня Победы, он получил орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

В послевоенные годы Гришин продолжал службу в авиации, совершенствовал свои знания и боевой опыт. В 1948 году окончил высшее военное учебное заведение. Летал на реактивных самолётах. С 1964 года Подполковник А. Н. Гришин находился в запасе, но отдыхать не стал. Характер не позволял сидеть без дела. Его тянуло в коллектив, в гущу событий. И он, не успев вернуться в Москву, пошёл работать.

До последних дней своей жизни Алексей Никонович активно трудился, вёл большую работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи, переписывался со школьниками, поддерживал тесные связи со своими боевыми побратимами.

Сегодня нет с нами Алексея Никоновича Гришина, отважного лётчика - истребителя, терпеливого командира - воспитателя, заботливого отца двух дочерей. Но память о нём жива в сердцах людей, близко знавших его, в сердцах школьников, которые собирают материалы о жизни Героя, учатся на его примере любить Родину, защищать её.



Поделиться: