Популярные личности

Алексей Гринчик

Летчик - испытатель 1-го класса, инженер - Подполковник.
На фото Алексей Гринчик
Категория:
Дата рождения:
1912-12-26
Дата смерти:
1946-07-11
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Воевал в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО, затем - 237-го истребительного авиационного полка. Совершил 57 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника.


Родился 26 Декабря 1912 года. Лётчик - испытатель 1-го класса, инженер - Подполковник. В 1937 - 1941 годах работал испытателем в ЦАГИ. Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Воевал в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО, затем - 237-го истребительного авиационного полка. Совершил 57 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника.

С Мая 1942 года работал испытателем в ЛИИ. Испытывал Ла-5, Ил-6, Ще-2, изучал проблемы выхода самолёта из штопора. С 1946 года работал в ОКБ А. И. Микояна. Испытывал МиГ-8. 11 Июля 1946 года погиб при испытании реактивного истребителя МиГ-9. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

* * *

...В конце Февраля 1942 года на Калининский фронт прибыла группа лётчиков - испытателей, чтобы передать воздушным бойцам опыт техники пилотирования новых самолётов, поступивших в части, да и самим проверить эти машины в воздушных боях. Среди прибывших были: военинженер 2 ранга А. Н. Гринчик, назначенный заместителем командира эскадрильи 237-го истребительного авиаполка, входившего в состав ВВС 39-й армии; Капитан М. Л. Галлай, получивший должность заместителя командира эскадрильи 128-го ближнебомбардировочного авиаполка 3-й ударной армии; Капитан М. А. Самусев, ставший командиром звена этого полка; пилоты Капитаны В. Н. Юганов, Е. Н. Гимпель и М. К. Байкалов.

Большинство лётчиков - испытателей прибыло в 237-го ИАП, в котором служил А. Б. Юмашев. Обладая практическим опытом, знаниями и высоким лётным мастерством, они стремились обогатиться и боевым опытом. А начиналось всё так.

На аэродроме, где в довоенное время проводились испытания самолётов, А. Н. Гринчик трудился с 1937 года. Здесь он встретил М. М. Громова и В. П. Чкалова и дал себе слово овладеть их мастерством. Постигая лётное мастерство, он сам вносил новое, свое. Трудился Гринчик самозабвенно, творчески, с огоньком. Проверяя опытную машину, он выявлял её достоинства и недостатки.

Одновременно с ним на испытательный аэродром пришёл и М. Л. Галлай. Оба инженеры. Гринчик окончил Московский авиационный институт, а Галлай - Ленинградский. В те годы среди испытателей звание лётчик - инженер было редкостью. На первых порах к ним относились даже с некоторым недоверием, но после того, как Гринчик проявил себя грамотно в штопоре, а Галлай во флаттере, отношение к ним изменилось. С большим уважением к лётчикам - инженерам относились конструкторы самолётов, так как всегда получали от них объективную и квалифицированную информацию о поведении машин.

Лётчики - испытатели участвовали в отражении налётов авиации противника на Москву в Июле 1941 года в составе отдельной истребительной эскадрильи. В неё входили М. Л. Галлай, М. К. Байкалов, В. В. Шевченко, М. В. Фёдоров, М. А. Самусев, А. И. Якимов, В. Л. Расторгуев и другие. При отражении первого ночного налета немецких самолётов на столицу Галлай и Байкалов сбили по одному вражескому бомбардировщику, за что были награждены орденом Красного Знамени.

На Калининском фронте Капитан Галлай водил группы Пе-2 на подавление узлов сопротивления и опорных пунктов противника. При подготовке к вылетам он учил лётчиков полка вести прицельное бомбометание на Пе-2 с пикирования и выходить из него, избегать обстрела зенитной артиллерии, обороняться в случае нападения вражеских истребителей, вести самолёт, если откажет один из моторов.

"15 раз лётчики 128-го ББАП приводили Пе-2 на одном работающем моторе на свой аэродром, сохранив самолёты и жизнь экипажей" - сообщалось в оперативном донесении в штаб ВВС фронта в те дни. Значит, советы лётчиков - испытателей помогли.

Военинженер 2 ранга А. Н. Гринчик, владея всеми типами истребителей, на боевые задания вылетал на "МиГах" и "ЛаГГах".

У некоторой части фронтовых лётчиков сложилось мнение, будто самолёт ЛаГГ-3 не обладает достаточной маневренностью. Надо было доказать им, что в умелых руках "ЛаГГ" - грозная машина. А. Н. Гринчик говорил об этом на земле и практически доказывал в воздухе, обрушиваясь на противника всей мощью оружия самолёта. Ведя группы истребителей на штурмовку вражеских аэродромов, сопровождая бомбардировщиков или штурмовиков, прикрывая свои войска, он зорко следил за ходом боя, подавая ведомым необходимые команды, направляя их усилия на разгром воздушного противника. В одном вылете ( Февраль 1942 года ), оказавшись в воздухе один, лётчик - испытатель продолжал вести бой с группой вражеских истребителей. Действуя решительно, смело, Гринчик сбил 3 машины. Отношение лётчиков к самолёту ЛаГГ-3 стало меняться. Вот как описывает этот эпизод в своих воспоминаниях бывший нарком авиационной промышленности Шахурин:

"В первых же воздушных боях выявилась такая важная особенность самолёта, как его живучесть, например истребителя ЛаГГ-3. Однажды известный советский лётчик А. Н. Гринчик вступил в бой с несколькими самолётами противника. Их огненные трассы заставили его изрядно покрутиться, но он всё же сумел уклониться от огня врага, сбить один самолёт противника, а другой повредить настолько, что тот, оставляя густой дымный след, вышел из боя.

Машине Гринчика тоже досталось. Одно попадание следовало за другим. Немецкие самолёты наседали на него. Вот вражеский снаряд попал в мотор "ЛаГГа" и заклинил его. Сжавшись за бронеспинкой, раненный в руку и ногу. Гринчик наблюдал, как от его машины буквально летели клочья. Были пробиты крылья и фюзеляж, из продырявленных трубопроводов лились бензин, вода и масло. Сорвало фонарь кабины. Но ЛаГГ-3 летел.

Вражеские лётчики били по нему в упор . Один из немецких пилотов так увлёкся атакой, что не успел отвернуть свою машину и, проскочив вперёд, оказался на какое - то время впереди нашего самолёта. В мгновение ока Гринчик меткой очередью прошил зазевавшегося врага и тот взорвался прямо в воздухе. Этой картины не выдержали нервы остальных немецких лётчиков, и они отвалили от "заколдованного" советского истребителя. А Гринчик благополучно приземлился в расположении наших войск.

Конечно, это был бой советского воздушного аса. Алексея Гринчика хорошо знали среди лётчиков - испытателей, но, не обладай его машина такой живучестья, этот воздушный бой закончился бы наверняка иначе. И все последующие самолёты, созданные под руководством С. А. Лавочкина, отличались завидной "живучестью" - важнейшим качеством, которое часто выручало наших лётчиков в ходе воздушных боёв".

Будучи на фронте, Гринчик сбил 6 самолётов противника ( в одних источниках указывается на 5 личных и 1 групповую победы, в других - 2 личные и 4 групповые ). В одном из вылетов он был ранен. Лежа на госпитальной койке, много думал о том, что ещё надо сделать для дальнейшего совершенствования самолётов. Таков был лётчик - испытатель А. Н. Гринчик.

3 Марта 1942 года военинженер 2 ранга А. Н. Гринчик, Капитаны М. Л. Галлай, В. Н. Юганов, М. К. Байкалов, М. А. Самусев и Е. Н. Гимпель были отозваны с фронта. Передав опыт фронтовым лётчикам, закалившись в боевых вылетах, они вернулись к лётно - испытательной работе.

Алексей Николаевич Гринчик погиб 11 Июля 1946 года во время испытаний опытного экземпляра реактивного истребителя МиГ-9...



Поделиться: