ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР российского правительства, министр сельского хозяйства Алексей ГОРДЕЕВ строит планы на будущее и объясняет, почему не боится отставки.
— НУ ЧТО, урожай собрали, теперь можно и дух перевести?
— Отдыхать рано. Можно говорить только об относительном затишье. С другой стороны, сейчас есть возможность планомерно готовиться к весенне-полевым работам и заняться стратегическими задачами. За последние годы был принят ряд важных для жизни отрасли решений, теперь пора увязать все в единую систему. Поэтому мы и предложили разработать федеральный закон о развитии сельского хозяйства до 2010 года — образно говоря, сельскую конституцию. В марте 2004 года законопроект должен быть внесен в Госдуму.
— В чем его суть?
— Если не вдаваться в частности, то основные проблемы АПК сводятся к следующему. Первое. Цены на сельхозпродукцию должны быть стабильными и поддерживаться на справедливом уровне. Второе. Хозяйства должны получать такие доходы, которые позволяли бы им всемерно развиваться, а не сводить концы с концами. И зарплату людям платить нормальную. Сегодня селяне получают в два с половиной раза меньше, чем в промышленности. Куда это годится? Третье. Долг государства — защитить крестьян от последствий разного рода природных катаклизмов. И четвертое. Качество жизни на селе: если не поднять его уровень, на земле никто не останется… Речь ведь идет об устойчивом развитии сельских территорий — в том числе и как важной геополитической инфраструктуры государства.
Мы стараемся смотреть на годы вперед. Хотя немало делается и сегодня. К примеру, созданный три года назад Россельхозбанк вышел на второе место в стране после Сбербанка по объему кредитования аграрного сектора. Учрежденная государством лизинговая компания за два года поставила в село техники на сумму более 10 млрд. руб. Мы запустили механизм государственной закупки зерна, с тем чтобы поддерживать цены на рынке. Мы постоянно ведем речь о защите отечественного товаропроизводителя и вплотную приблизились к тому, чтобы реально регулировать поставки импортной продукции в Россию. В частности, уже введены квоты, ограничивающие ввоз из других стран всех видов мяса и сахара-сырца.
— Почему только на мясо и сахар? Что мешает поставить заслон всему сельхозимпорту? В Европе это не считается зазорным.
— Либеральные экономисты уверяют: запреты противоречат рыночным законам. Мол, отечественная продукция стоит дороже, вот и не выдерживает конкуренции. Мы пытаемся объяснить, что на Западе низкие цены держатся за счет высоких государственных субсидий, которых нет в России. Но Минсельхоз пока не слишком слушают. Будем растолковывать дальше. Конечно, протекционизм по отношению к своим производителям нужен, тут и спорить не о чем. Так живет весь мир.
— Пока будете растолковывать, Россия вступит в ВТО, а там правила — не забалуешь.
— Минсельхоз заявил главное требование: у России должно быть право осуществлять уровень защиты и поддержки сельского хозяйства, адекватный действиям западных партнеров. Нам же предлагают еще шире открыть двери, ведущие на внутренний рынок, а куда дальше? Пора, как говорится, и честь знать. Словом, нельзя позволить задавить отечественного производителя массированными импортными поставками. И в этом состоит наша официальная переговорная позиция.
— УБЕДИЛИ, новый закон о селе нужен, но вот вопрос: где гарантия, что в следующем кабинете вы сохраните пост? Придет новый министр и скажет: «Все, что до нас делалось, полная фигня! Начинаем с нуля». И что тогда?
— Незаменимых людей нет — это понятно. Но экономика не должна зависеть от персоналий. Поэтому последние годы я занимаюсь тем, что пытаюсь отстроить систему управления и государственного регулирования сельского хозяйства и в целом АПК. Другими словами — стремлюсь свести долю субъективного, человеческого фактора к минимуму.
— Удалось?
— Кое-что определенно удалось, мы уже говорили об этом. И во многом, кстати, благодаря поддержке центристских фракций в Госдуме. Именно с их участием удалось принять решение о введении с 1 января будущего года нового льготного и упрощенного режима налогообложения на селе — шесть процентов от чистого дохода. Принято также решение о замораживании долгов сельхозпредприятий на 5 лет, их дальнейшей рассрочке на 7 лет и о полном списании пеней и штрафов.
Отмечу также, что правительство созрело к тому, что и в рыночных условиях необходимо регулировать ценовые пропорции, т. е. диспаритет цен. Все эти решения — беспрецедентны, и они, повторяю, обязательно будут выполнены любым следующим профессионалом-министром, так как это крайне необходимо для села.
— И все же некоторые известные аграрные политики не устают критиковать Минсельхоз и вас лично. Ваш «ответ Чемберлену»?
— Я — министр и по закону накануне выборов не могу давать оценки политикам, поскольку они могут расцениваться как предвыборная агитация. Скажу так: государства погибают тогда, когда общество не может отличить хороших людей от дурных. Это относится и к оценкам аграрных политиков. Обидно, что среди них есть политические евнухи, которые не сделали ничего полезного для отрасли, но продолжают поучать и чернить. А ведь очевидно, что время безответственности и политиканства прошло, это перевернутая страница истории. Хочется верить, что 7 декабря этому будет поставлена точка.