Талантливый человек талантлив во всем. Алексей Гарнизов – музыкант, композитор, режиссер. Кроме того, уже второй год он является генеральным продюсером кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало».
Почему фестиваль назван в честь именно этого фильма Тарковского?
– Мне кажется, здесь ничего удивительного нет. Это даже связано не столько с названием фильма, сколько с тем, что хотелось каким-то образом отразить в нашей жизни кинофорума сегодняшнее время, сегодняшний темпоритм. Кинематограф тоже можно сравнить с зеркалом. Это зеркало той самой провинции, которая подарила России многих поэтов, художников, писателей, кинодраматургов, кинорежиссеров. Те картины, которые попадают на фестиваль, что очень ценно, не коммерческое кино, не блокбастеры, а очень глубокие интересные истории, сделанные талантливыми людьми. Кто-то из них только в начале пути, как студенты ВГИКа или маленькие актеры киножурнала «Ералаш», которые представят на II МКФ «Зеркало» свои программы, кто-то – уже заслуженные корифеи мирового кинематографа, такие как Тео Ангелопулос, который возглавлял жюри первого фестиваля, или президент нашего кинофестиваля Инна Михайловна Чурикова.
А как «Ералаш» вписывается в программу фестиваля?
– Очень хорошо! Как же обойтись без любимого юмористического журнала, да еще и в Год семьи (улыбается)? Не надо думать, что если фестиваль имени Тарковского, то и фильмы все а-ля Тарковский. В конкурсной программе кроме игрового кино огромная панорама документальных и анимационных фильмов. Ведь этот год ознаменован также 100-летием российского кинематографа, 60-летием Госфильмофонда, 90-летием губернии Иваново-Вознесенской.
А какой ваш любимый фильм Тарковского?
– «Андрей Рублев», потому как в этом фильме звучат вопросы, на которые каждый человек сам должен найти ответы в своей жизни.
Как появилась идея создания этого фестиваля?
– Мне приснилась Волга (улыбается). А я дал себе установку: что приснится – обязательно претворить в жизнь. Я совершенно в этом смысле человек с сумасшедшинкой такой. И в год 75-летия Тарковского мы провели первый кинофестиваль. Опыт организации кинофестивалей у меня уже был за плечами: Кинотавр, ММКФ. Но этот фестиваль не только конкурсная программа, работа со зрителями. Он проводится в самом сердце России и там есть то, чего нет ни на одном фестивале, – красота Волги. Мы от Плёса на теплоходе плывем в белокаменный город Юрьевец, где родился Тарковский. Раньше в Юрьевце не было даже пристани, туда не ходили корабли. И только благодаря нашему фестивалю в прошлом году мы наладили связь с городом по реке. И теперь Юрьевец ожил. На главной площади, где находится дом-музей Тарковских, мы с актерами посадили яблоньки, колодец построили, колокол подняли. Во дворе у Тарковского теперь звонит колокол! А на площади у самой высокой колокольни на Волге в рамках фестиваля мы устраиваем ежегодный музыкальный спектакль, затрагивающий очень важные темы. В этом году мы выбрали тему «Художник и время». Очень важно поставить знак вопроса над тем, что мы вносим в наше время, кого мы помним, кого забываем. Эти спектакли для меня в какой-то степени реставрация наших душ.
Почему вы сами выбрали профессию режиссера? (Алексей почти 18 лет проработал ведущим режиссером концертного зала «Россия». – PRO КИНО)
– Режиссура – одна из немногих профессий, где на тебе ответственность за все происходящее. Ее можно сравнить с профессией военного: всегда надо четко, обдуманно и быстро принять правильное решение. Режиссура – вообще логика моей жизни: я всегда был придумщиком.
А когда вы решили стать композитором?
– Музыка со мной с самого детства живет. Это мое altre ego. Мое второе «я». Музыка мне помогает в режиссуре, а режиссура – в музыке.
Музыка играет большую роль. Случается, что музыкальное сопровождение «доделывает» работу за режиссером и актерами?
– Музыка за кадром иногда играет большую роль, чем то, что происходить в кадре. Жаль, что у нас не так много внимания уделяется музыке в кино. Поделюсь секретом, я сейчас начинаю огромный проект с большим симфоническим оркестром: музыка для неснятого кино. Я хочу предложить такую музыку, чтобы кинорежиссеры услышали ее и создали какие-то свои сюжеты.
Каким из своих проектов вы особенно гордитесь?
– Сложно ответить. «Детеныши», они все любимые. Столько души, фантазии вкладываешь в них. Например, гимн кинопремии «Ника», который я написал, живет уже больше 20 лет. Я очень дорожу своими оперными постановками в Академическом музыкальном театре. Шоу-балет «Тодес» вот уже 17 лет танцует под мою музыку. Я получаю огромное удовольствие от работы над кинофильмами, к которым пишу музыку. Вообще я все свои программы люблю (улыбается). Другое дело: что-то где-то хотелось бы сделать лучше.
Вы писали музыку к фильму Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь-2». Как вы познакомились с режиссером, как работалось с ним?
– Однажды ночью раздался телефонный звонок, и я услышал голос Эльдара Александровича. Он предложил поработать над некоторыми музыкальными фрагментами к фильму. Сколько вечеров мы вместе провели у инструмента! Вот вы спрашивали про любимые проекты: это, конечно, и работа с Рязановым.
Кстати, в фильме «Девочка» Елены Николаевой вы сыграли эпизодическую роль. Ваши впечатления от актерской работы?
– Это действительно другая ипостась, но иногда иду на такие эксперименты. Это был небольшой эпизод, но мне посчастливилось играть в одной сцене с таким актером, как Александр Лазарев-младший. А когда твой партнер сильнее тебя, интереснее, глубже, ты многому учишься. К тому же побывать в руках талантливого режиссера – просто бесценный опят. Мое кредо – это вечный ученик. Я учусь, учусь и учусь. Вполне возможно, что мое третье высшее будет кинематографическим (смеется). Наверное, поэтому я и отважился на создание кинофестиваля.
Какие, на ваш взгляд, перспективы у кинофестиваля и у российского кинематографа в целом?
– За весь российский кинематограф мне, конечно, говорить сложно, но, судя по тому, с какой скоростью он сейчас развивается, – это будет индустрия номер один. А если говорить о перспективах фестиваля, то я сделаю все возможное, чтобы он жил. Уже сейчас он находит единомышленников по всему миру. Я ежегодно выезжаю в Италию, где работаю с Андрео Бочелли (знаменитый тенор. – PRO КИНО), и там даже нашел побратим городу Юрьевцу! Это городок Чиретавекия под Римом. Мы ведем переговоры о том, чтобы породнить Ивановскую область с Италией, где последние годы работал Тарковский. Более того, сейчас будут происходить какие-то реформы (интервью у Алексея Гарнизова мы брали в день инаугурации нового президента России Дмитрия Медведева. – Авт.), и, дай Бог, чтобы они были направлены в сторону человека и его души. J
Родился 25 февраля 1963 года в г. Мелитополе на Украине.
Алексей рано потерял родителей, и с 11 лет у него началась взрослая жизнь. Он учился сразу в трех школах: общеобразовательной, музыкальной и спортивной. В 1985 году окончил ГИТИС по специальности режиссер музыкального театра, эстрады и массовых представлений.
Заслуженный артист России, многократный лауреат Национальной музыкальной премии «Овация» и конкурса «Песня года»; лауреат Всероссийской профессиональной премии «Грани театра масс».
Алексей всегда мечтал о хорошей большой семье. Сегодня рядом с ним супруга Наталья, с которой они отмечают 25-летие совместной жизни, и дети: Денис, Дария и Дмитрий.