БОРОДИН, АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1941), русский режисcер, педагог. Народный артист РСФСР (1987), лауреат Государственной премии РСФСР (1985). Родился 6 июня 1941. В 1968 окончил ГИТИС (курс Ю.А.Завадского). В 1973-1980 главный режиссер Кировского ТЮЗа. Постановки: "Двадцать лет спустя" М.Светлова, "Письма к другу" А.Лиханова и И.Шура, "Жизнь Галилея" Б.Брехта, "Три толстяка" Ю.Олеши, "Обман" Лиханова, "Ревизор" Н.Гоголя, "Молодая гвардия" по А.Фадееву и др.
С 1980 главный режиссер, с 1989 художественный руководитель Центрального Детского театра (ЦДТ, Москва; с 1992 - Российский Молодежный театр, РАМТ). 'Перевес человеческого над социальным' всегда отличал Бородина. Зрителю ЦДТ были 'нужны на сцене люди, прежде всего - люди как люди, не как знаки чего-т
о, ходячие тенденции и идеи'. В 1983 совместно с А.А.Некрасовой режиссер выпустил спектакль "Отверженные" по В.Гюго (Государственная премия РСФСР) - 'длинный эпический спектакль с огромными массивами текста шел два вечера подряд. Зрителей погружали в стихию размышлений о добре и зле, долге и совести
, в сложное переплетение судеб: Насыщенная простота, отказ от лишних подробностей, разреженный воздух спектакля не давали ему стать будничным, бытовым и сообщали некоторое отстояние от прошлого, вкус современности, знак текущего дня'.
В середине 1980-х годов на первый план вышла публицистика: "Л
овушка ? 46. Рост второй" Ю.Щекочихина, "Крестики-нолики" А.Червинского, "Между небом и землей:" Щекочихина.
Поставленный в 1992 "Король Лир" У.Шекспира вызвал противоречивые отклики: бродячая труппа из разных стран и времен играла Комедию о Лире. 'Театр в театре, площадное действо, где Лир был
'одним из:', без признаков старца, короля, патриарха. Где контуры личностей вообще проступали условно, не нарушая принцип гигантской массовки'. "Береника" Ж.Расина (1993) - 'трагедия любви и долга, разыгранная актерским трио на мраморных лестницах, при свечах, при помощи только собственных средств -
голоса, пластики, темперамента - смотрелась и слушалась как легенда. Миг 'чистого искусства', драма вечных страстей - не отзвук дня, но альтернатива ему, вызов жестокой и прозаичной жизни'.
"Большие надежды" по Ч.Диккенсу (1995) 'не повторяли Отверженных, хотя были родственны им - атмосферой че
ловечности и терпимости, и вниманием к каждому, мелькнувшему на сцене лицу, и безбоязненным отношением к мелодраме. Но это уже был иной автор, иной стиль, иное театральное время'.
Другие постановки Бородина: "Прости меня" В.Астафьева, "Антон и другие:" А.Казанцева, "Малыш" по братьям Стругацким,
"Алеша" по "Балладе о солдате" Г.Чухрая и В.Ежова, "Сон с продолжением" С.Михалкова (совм. сМ. Кисляровым), "Баня" В.Маяковского, "Наш городок" Т.Уайлдера, "Марсианские хроники" по Р.Бредбери, "Лорензаччо" А.Мюссе.
В Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко выпусти