Популярные личности

Алексей Батиевский

Герой Советского Союза, полковник
На фото Алексей Батиевский
Категория:
Дата рождения:
1921-03-12
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Родился 12 марта 1921 года в селе Городище Чернухинского района Полтавской области. Отец - Батиевский Михаил Афанасьевич (1892-1950), потомственный моряк. Мать - Батиевская Татьяна Яковлевна (1894-1996). Супруга - Судо Лилия Борисовна (1936 г. рожд.). Сын - Батиевский Вадим Алексеевич (1947 г. рожд.), моряк, 25 лет плавал на торговых судах. У Алексея Михайловича два внука и два правнука.


Батиевские - давняя морская династия. С морем связана судьба деда. Заправским моряком был и отец, плавал в Арктике, в Охотском море, служил пограничником на Дальнем Востоке, был членом революционного комитета черноморского линейного корабля "Евстафий". Сам Алексей стал лихим морским летчиком-штурмовиком и торпедоносцем. Его сын Вадим - капитан дальнего плавания, водил суда по многим морям и океанам.

Учился Алексей упорно, настойчиво. До школы, находившейся в селе Вороньки, было 6 километров. Туда и обратно он преодолевал этот путь в любую погоду. Затем поступил в учительский институт в городе Лубны Полтавской области. Способного парня со 2-го курса направили преподавать русский язык и литературу в семилетку села Аполлоновка.

Однако, верный завету отца, он стремился стать военным. В 1940 году поступил в Военно-морское авиационное училище имени Леваневского в городе Николаеве. Оттуда позднее перевелся в училище морских летчиков в Ейске.

Учебную практику проходил на По-2 и скоростном бомбардировщике СБ. В 1942 году в училище начали формировать 35-й штурмовой авиационный полк. В одном из его подразделений Алексея назначили старшиной. Вскоре начались полеты. Однажды в воздухе на его Ил-2 отказал двигатель. Вопреки инструкции, аварийную посадку на кукурузное поле Батиевский совершил с выпущенными шасси. Сначала начальник училища устно объявил ему выговор. Вечером издал приказ с объявлением благодарности за находчивость и сохранение боевой машины. Тогда сержант Батиевский успешно провел 24 бомбометания и не меньше стрельб по мишеням. Этот опыт пригодился ему на фронте.

После выпуска младшего лейтенанта направили на Балтику. В первом же боевом вылете он провел четыре атаки по вражеским позициям у Синявинских высот под Ленинградом. Однако так увлекся атаками, что попал под интенсивный огонь зениток. На аэродроме его встречал и поздравлял с успешным выполнением задания командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц: "Желаю вам, товарищ младший лейтенант, долго летать и чтобы этого... больше не было". При этом он показал на две пробоины на крыльях.

И поныне Алексею Михайловичу помнится первая атака морской цели. Три штурмовика, в том числе и Батиевский, обнаружили в Финском заливе буксир, который вел огромное судно. Как потом выяснилось, это было судно с боеприпасами для немецких войск. С буксира открыли огонь зенитки. "Илы" по команде ведущего капитана Агеенко начали атаку реактивными снарядами, и вскоре оба судна затонули. Тогда Алексей понял: не обязательно попасть снарядом на палубу корабля. Взорванные вблизи его борта снаряды создают сильную гидродинамическую волну. Она дает пробоину, даже разрушает внутренние конструкции корабля.

Однажды во главе шестерки "илов" ему поручили атаку военно-морской базы противника. Чтобы сбить с толку гитлеровцев, вылетели в облачную погоду. К тому же зашли с тыла. С пикирования пробив облака, намеревались сначала искать цели, а потом атаковать их. Неожиданно самолеты оказались прямо над кораблями. И командир, нарушая радиомолчание, приказал незамедлительно действовать. На вражеские суда полетели бомбы. Во втором заходе летчики обрушили на врага реактивные и пушечные снаряды. С началом стрельбы береговых зениток самолеты ушли в сторону моря.

Ожесточенные бои на Балтике выдались жарким летом 1944 года. Комэск капитан Третьяков и его заместитель старший лейтенант Батиевский атаковали девяткой штурмовиков целый караван кораблей. На них гитлеровцы эвакуировали один из своих гарнизонов. Одновременно "илы" вели воздушный бой с истребителями, прикрывавшими караван. Бой был выигран, и все "илы" вернулись на базу.

Драматически разворачивались события во время высадки десанта морской пехоты в июне 1944 года на острове Въерке в Выборгском заливе. На пути десанта оказалась замаскированная быстроходная десантная баржа - БДБ. Сильно вооруженная, она смогла задержать высадку, повредив два наших катера. Алексей вел несколько "илов" с задачей поддержать десант. Увидев БДБ и поняв, кто препятствует высадке, он тут же выпустил по барже несколько 132-миллиметровых реактивных снарядов. Последовали мощные взрывы. Другие летчики подавили огневые точки на брегу. Так была обеспечена высадка десанта.

Авиаторы Краснознаменного Балтийского флота активно действовали и в конце лета 1944 года. Когда из Таллина вышел большой караван судов с удирающими под ударами наших войск оккупантами, ведомые старшим лейтенантом Алексеем Батиевским семь "илов" смело пошли на штурмовку. Летчики хорошо видели взрывы бомб и реактивных снарядов на палубах судов.

Штурмовики успешно действовали не только в тумане, при снегопаде и сильной облачности, но и ночью. В силу технических особенностей "илы" оставляли за собой огненный след. Несмотря на это, в авиации КБФ зародилась первая в Военно-воздушных силах страны ночная штурмовая авиаэскадрилья. Многие штурмовики смело воевали и в лунную, и в темную безлунную ночь парами, звеньями и девятками. Дело это не простое. К нему серьезно готовились. В свободное от боевых заданий время инструктор обучал их действиям в ночных полетах и боевому применению оружия.

Этим редким боевым искусством овладел Алексей и его друзья. Ночью они довольно успешно топили корабли противника, громили базы, железнодорожные составы, колонны автомобилей на дорогах. Пленные немецкие летчики потом с удивлением говорили, как это русские смогли действовать на скоростных штурмовиках в темноте? "Что, у них другое зрение?"

Полеты на штурмовиках, этих воздушных бронированных танках, были связаны с большим риском и многими опасностями. И тем не менее Герой Советского Союза Батиевский провел на знаменитом Ил-2 143 боевых вылета, 66 раз руководил боями, а это значит - первым шел в атаку. Сам как заговоренный выходил живым из, казалось бы, безвыходных ситуаций и имел минимальные потери среди подчиненных.

Судьба берегла Алексея. Ему пришлось совершить четыре вынужденные посадки. И каждый раз раненый, обессиленный, еле живой добирался он до своих. И вскоре снова шел в бой.

В 1945 году А. Батиевский окончил Высшие офицерские курсы, в 1950-м - Высшие офицерские летно-тактические курсы. После этого летал над морем на новых торпедоносцах Ту-2. Позже командовал эскадрильей реактивных истребителей на Сахалине. Закончил летную службу по болезни. Сказались последствия ранений и контузий, десятки мелких осколков так и сидят в его теле до сих пор.

Но не отходит ветеран войны от активной жизни. Вспомнив о начале своей учительской карьеры, вернулся к прежнему делу: окончил Московский педагогический институт и аспирантуру. Работал в институте преподавателем.

После ухода на пенсию увлекся литературной работой. Алексей Михайлович - автор трех сборников воспоминаний о войне. Наиболее яркий из них - "Всем смертям назло", вышедший в 2000 году. Его перу принадлежат и три сборника произведений "малой формы". Есть у него и еще одно интересное хобби: составление афоризмов, изречений и максим. Им уже издано несколько сборников этого редкого жанра. Третий раз его избирают председателем Московского клуба афористов.



Поделиться: