С началом нового века актер покинул сцену и посвятил себя работе в кино. Как он признается, в репертуарном театре ему больше работать не хочется. А вот от антрепризы он не отказался бы…
Театр всегда занимал в жизни Алексея Барабаша особое место. Начать с того, что бабушка Алексея, Галина Францевна Русецкая, была актрисой и работала в Театре Комедии еще при Акимове. Сам же Алексей с юных лет с восторгом смотрел спектакли питерского ТЮЗа. Среди его самых любимых были: «Баллада о славном Бильбо Беггинсе», «Бемби», «Кошка, которая гуляла сама по себе». Поэтому когда пришло время выбирать, куда поступать, то сомнений у юноши не было – конечно на факультет искусств Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Ведь именно там, на кафедре режиссуры и мастерства актера, преподавал режиссер ТЮЗа, знаменитый мастер Зиновий Яковлевич Корогодский.
Впрочем, решение стать актером не было полностью осмысленным. Алексей сам признается, что поступать пошел «ради прикола». А после третьего тура он даже не удосужился поинтересоваться результатами, и был сильно удивлен, когда ему позвонили домой с вопросом «Почему вы не приходите на занятия?» Лишь после третьего курса его, что называется «зацепило», и он понял, что это – действительно его профессия…
В 1997 году Алексей Барабаш окончил университет и был принят в труппу Театра юного зрителя. Здесь молодой актер сыграл такие роли, как: Иван в спектакле Анатолия Праудина «Конек-горбунок»и Жан в спектакле Зиновия Когородского «Бонжур, мсье Перро».
С 1998 по 2000 годы Алексей Барабаш работал на экспериментальной сцене театра «Балтийский Дом» под руководством А. Праудина. Он учавствовал в спектаклях: «Крокодил», (Матрос), «Сизиф и Камень» (Тезей), «Урок первый. Воскресенье» (Четвертый).
С началом нового века актер покинул сцену и посвятил себя работе в кино. Как он признается, в репертуарном театре ему больше работать не хочется. А вот от антрепризы он не отказался бы…
После нескольких незначительных эпизодов ( в «Русском бунте», «Сестрах» и др.) Алексей Барабаш был приглашен режиссером Евгением Татарским на роль Мортона Шейна в сериал «Ниро Вульф и Арчи Гудвин». Актер вспоминает: «Я даже не понял, что произошло. Евгений Татарский взял меня без проб <…>. Посидели, поговорили с Евгением Марковичем, в это время он, оказывается, изучал меня. Затем я получил сценарий, а через две недели уже был на съемочной площадке. И тогда решил: как все просто в кино! Пришел, поговорил с режиссером, и тебя взяли... Недавно смотрел эту картину (я там сыграл бандита, убийцу). Словно вылупившийся цыпленок, честное слово. Смешно... Но на всю жизнь запомню похвалу Татарского после того, как быстро, с первого дубля, озвучил свою первую роль: «Так «звучал» только Олег Даль».
Следующим важным этапом в кинокарьере Алексея Барабаша стало участие в картине Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» (2003), где он сыграл Александра I. Работа на одной площадке с такими мэтрами, как Олег Янковский и Виктор Сухоруков – для молодого актера это была настоящая школа мастерства.
Успех картины «Бедный, бедный Павел» подстегнул интерес режиссеров к личности Алексея Барабаша. В том же 2003 году на экраны вышла еще одна историческая лента с его участием – «Любовь императора». Здесь актер перевоплотился в князя Долгорукого. Алексей вообще нередко снимается в исторических проектах, и, как правило, очень успешно. Вспомнить хотя бы корнета Оболенского в фильме Андрея Максимкова «Подлинная история поручика Ржевского» (2005), или графа Станислава Понятовского в сериале «Пером и шпагой» (2007). А каким ярким получился его Ленька Пантелеев из фильма Эонеста Ясана «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева»! И это при том, что в картину Алексей попал в последний момент, когда режиссер уже перепробовал большое количество претендентов…
Комфортно Алексей Барабаш чувствует себя и в образах современников. Так в сериале «Риэлтор» (2005) ему довелось сыграть одного из главных героев – мошенника на рынке недвижимости Митю. Воплотить этот образ актеру помогло неплохое знание профессии риэлтора: в свое время его отец был генеральным директором агентства недвижимости, да и самому Алексею в 90-е годы доводилось подрабатывать в этой сфере.
Часто бывает так, что зрители переносят черты героев на актеров, их сыгравших. С Алексеем такое вряд ли возможно. Уж очень разных персонажей доводится ему играть на экране. Так миллионам зрителей он запомнился по остросюжетному сериалу «Большая прогулка», где сыграл роль эдакого мачо Макса. И абсолютно другой образ – серого, занудного менеджера Кости – был им создан в мелодраме «Питер FM». Роль была сыграна тщательно и очень точно, но сам Алексей Барабаш считает ее неинтересной и функциональной.
А в четырех серийной ленте Виктора Мережко «Объявлены в розыск» Алексей Барабаш и вовсе предстал в образе убийцы. Его герой по фамилии Медведев - человек достаточно непростой, очень жесткий и волевой. На его совести – не одна загубленная человеческая жизнь, а на руках – много крови. Актер признавался, что было тяжело влезть в душу такого человека, понять его и стать им.
Из других заметных работ актера: лопоухий поваренок Алеша в авантюрной истории «Семь кабинок», Юрий в мелодраме «Белая ночь, нежная ночь», Глеб в комедии «Свадьба»…
В 2009 году Алексей Барабаш был утвержден на роль Моцарта в экранизацию пушкинских «Маленьких трагедий». Играть Моцарта после Иннокентия Смоктуновского и Валерия Золотухина – это и огромная ответственность, и огромный риск. Но у Алексея свой взгляд на это: «У них свой Моцарт, у меня - свой… На меня не давили их авторитеты, потому что я понимаю, что если на авторитеты оглядываться, то ничего не сыграешь. Шагу невозможно ступить будет. Не сотвори себе кумира…»
Как уже отмечалось, Алексей Барабаш на экране создает самые разные образы. При работе над очередным своим персонажем актер всегда пытается придумывать что-то новое. «Я всегда предлагаю что-то, - говорит Алексей. - Есть такое понятие – «актерский принос». Так вот я всегда прихожу с таким «приносом», а потом режиссер это смотрит и говорит, что это, либо годится, либо полный бред. И в последнем случае мы начинаем обсуждать, пытаясь понять - кто и что друг от друга хочет».
Алексей снимается как в полном метре, так и в сериалах. Правда, когда речь заходит о сериалах, то тут актер очень избирателен. Одно дело такие серьезные проекты, как «Пером и шпагой» или «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева». Это даже в какой то степени не сериалы, а многосерийное кино. Что же касается различных ситкомов, наводнивших экраны, то в них Алексей Барабаш сниматься отказывается категорически. «Популярность-то сериалы, конечно, дают, - говорит актер. - На всю страну. Но уже не каждый режиссер возьмет в свой фильм актера, ежедневно появляющегося на экране в вашем доме. По-моему, лучше «выстреливать» редко, но метко».
Алексей Барабаш вообще старается не размениваться. Он не участвует в модных телепроектах, не посещает тусовки. Алексей предпочитает общение с близкими ему людьми: женой, друзьями. Жена Алексея Барабаш - актриса Наталья Бурмистрова. Она известна по роли Ларисы в сериале «Агентство НЛС».