В мае 2013 года не стало одного из самых ярких и талантливых российских кинорежиссеров Алексея Балабанова. Трудно переоценить творчество режиссера, который создал такой шедевр, как 'Брат' – фильм, ставший одной из определяющих картин эпохи 90-х. Всего в арсенале Балабанова 14 полнометражных фильмов, каждый из которых занял достойное место в кинематографе постсоветской России. В своей последней работе 'Я тоже хочу' Алексей Балабанов осмысливает проблему ухода человека из жизни. Как оказалось, своего ухода…
Алексей Октябринович Балабанов появился на свет в Свердловске 25 февраля 1959 года. По словам режиссера, он вырос в промышленном центре, где единственно правильной логикой поведения была 'все побежали, и я побежал'. Он ничем не отличался от своих сверстников, кроме того, что любил изготавливать бомбы из набора 'Юный химик'. Свое увлечение пиротехникой Алексей так и не смог объяснить, полагая, что это был своего рода охотничий инстинкт.
После окончания школы Балабанов поступил в Горьковский университет на переводческий факультет, который с успехом закончил в 1981 году. Затем была служба в военно-транспортной авиации, в ходе которой Алексею часто приходилось летать в страны Азии и Африки. Еще одним опытом была война в Афганистане, которая позже найдет отражение в самой скандальной работе режиссера 'Груз 200'. Довелось Балабанову послужить и в Военно-морском флоте. Память о флоте – морская тельняшка, которая стала его излюблен
ной одеждой.
Свои первые шаги в кино Алексей Балабанов делал в качестве ассистента режиссера на киностудии в Свердловске. В 1990 году он закончил режиссерские курсы, специализируясь на авторском, экспериментальном кино. С такого рода кино, стоит отметить, Балабанов и начинал. Еще в конце 80-х появились его первые экспериментальные работы, в которых в качестве актеров были задействованы известные свердловские рок-музыканты, например, Вячеслав Бутусов и Настя Полева.
В 1990 году Балабанов окончательно поселился в Санкт-Петербурге, а через два года вместе с Сергеем Сельяновым основал кинокомпанию 'СТВ'.
Первой полнометражной работой Алексея стала картина 'Счастливые дни' (1991), снятая по мотивам произведения Сэмюэля Беккета. 'Счастливые дни', как и следующий фильм 'Замок' (1994, экранизация романа Кафки), отличались новаторскими визуальными решениями и очень точной передачей чувств клаустрофобии и абсурда, заложенных в пер
оисточниках. Эти фильмы были награждены на российских кинофестивалях и дали повод говорить о новой восходящей звезде кинорежиссуры.
Всероссийскую известность Алексею Балабанову принес фильм 'Брат' (1997), который получил культовый статус. Криминальная картина стала символом эпохи 90-х, а Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова – героем целого поколения. Блестяще исполненные роли, запоминающийся саундтрек и, главное, остросоциальные проблемы, которые открыто обсуждались в фильме, обеспечили 'Брату' успех не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, где режиссер получил несколько престижных премий.
Этот острый как лезвие фильм стал поводом для обвинения Балабанова в ксенофобии и национализме, на что режиссер заявил, что говорит всего лишь от имени народа, и добавил, что и дальше будет снимать резкое и скандальное кино. Таким кино и были его следующие работы: артхаусная лента 'Про уродов и людей' (1998), п
олучившая 'Нику' как Лучший фильм года, и нашумевший сиквел 'Брат 2' (2000). Фильм 'Война' (2002), рассказывающий о Второй чеченской войне, также стал причиной обвинений в неполиткорректности.
В середине 2000-х Алексей Балабанов изменил своему стилю, сняв два 'легких' фильма: комедию 'Жмурки' (2005), в котором собрал настоящий звездный состав, и пронзительную мелодраму 'Мне не больно' (2006), с Ренатой Литвиновой в главной роли.
В 2007 году вышел самый скандальный фильм Алексея Балабанова 'Груз 200'. В этой брутальной картине режиссер предпринял попытку показать изнанку советской действительности периода афганской войны, жестокую и страшную сторону человеческой натуры. Фильм саботировали многие кинематографисты, а в большинстве городов России он вообще был снят с проката. Нашлись и те, кто посчитал 'Груз 200' наиболее достойным фильмом последнего времени.
Такую же неоднозначную оценку получил и фильм 'Морфий' (2008), ко
орый Балабанов посвятил актеру и своему другу Сергею Бодрову, трагически погибшему в горах во время съемочного процесса. Сценарий ленты был написан Бодровым по мотивам произведений Булгакова.
В 2012 году Алексей Балабанов узнал о том, что болен онкологическим заболеванием. Скрывая свою болезнь, он, тем не менее, неоднократно заявлял, что готовящийся фильм станет последним в его карьере. Действительно, в 2012 году вышла картина 'Я тоже хочу', а 18 мая 2013 года режиссера не стало. Алексей Балабанов был похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.
Все, кто был знаком с Балабановым, говорили, что это был невероятно талантливый и очень харизматичный человек. Актер и режиссер Никита Михалков подчеркивал, что он был неудобным и странным человеком, но в то же время обладал потрясающим внутренним стержнем. По словам актеров, работавших с Алексеем Балабановым, его любимой фразой на съемочной площадке была: 'Давайте, ребята, снимаем талантливо!'