Беседа с главным редактором webplanet.ru Лехой Андреевым состоялась 20 августа 2007 года.
Добрый день. Не могли бы вы рассказать, как начинался проект webplanet.ru? Какие события способствовали его появлению?
-Проект запустил в декабре 2001 года Денис Крючков, который ранее приехал из Пензы в Москву по приглашению Кости Рыкова, работать в Dni.ru. Рыков вообще большой мастер быстрог
о клонирования, и в то время он активно клонировал новостные ресурсы. Думаю, эта школа передалась и Денису. На тот момент уже существовало несколько новостных сайтов про Интернет. Вокруг них происходил заметный тусовочный шум - ну и, видимо, Крючков в лучших традициях Рыкова решил сделать "свой клон
Парадоксально, но из всех подобных сайтов того времени выжила именно "Вебпланета". Хотя Netoscope.ru был информативнее, RICN.ru - скандальнее, Toster.ru - более стильным, а у Internet.ru был вообще отличный домен. Но все они померли. Думаю, причина выживания "Вебпланеты" на самом деле банальна
: у нее был один стабильный инвестор и простая низкобюджетная бизнес-модель. А в остальных проектах - инвесторы ссорились, надуманные бизнес-модели прогорали, и т.д.
На webplanet.ru несколько раз менялся главный редактор. Значит ли это, что существовало нескольких эпох в развитии проекта?
-Эп
ох всего две.
Почти пять лет проектом руководил Крючков, и как я уже сказал, все было довольно стабильно. Но в прошлом году он поругался с владельцем сайта (инвестором) и ушел, вместе с редакцией. Деталей этой ссоры я не знаю. Подозреваю, что Денис устал от однообразного новостного ресурса в сти
ле 90-х, и хотел теперь клонировать что-то более модное, вебдванольное. Хотя четкого понимания этого бизнеса у него не было, но он все равно начал заниматься этими сторонними проектами - и, вероятно, в ущерб "Вебпланете".
После его ухода пригласили Руслана Курепина, но у него чего-то не заладилос
ь. Тогда пригласили меня. Вот и пошла вторая эпоха, с июня прошлого года.
Сколько раз "Вебпланета" меняла дизайн?
-За наш год работы - дважды. Вначале мы просто поставили новый движок на "Друпале", а с дизайном особо не заморачивались. Это, кстати, вызвало большую панику среди юношества: сейч
ас ведь вокруг дизайна целые культы существуют! Но я лично не верю в какие-то "абсолютные" правила дизайна - и особенно в то, что его можно сделать "на раз", когда ты вообще еще не знаешь, что будет на сайте. Зато плохой дизайн, как ни странно, может сыграть хорошую роль - остается только та аудитор
ия, которая интересуется ИНФОРМАЦИЕЙ гораздо больше, чем оформлением.
А к весне мы окончательно определились с тем, что где должно быть, с какой частотой обновления и т.д. Вот тогда и попросили студию Sterno.ru сделать нам новый дизайн.
И нынешним вариантом вы довольны?
-Меня он вполне уст
раивает, хотя многим фанатам "вебваноля" это режет глаз. Но опять же, тут свой расчет - мы принципиально хотели именно такой, несколько даже "архаичный" дизайн, в стиле старых газет. Без ярких обсосанных кнопочек, как сейчас модно. Потому что мы не развлекательный сайт, и нам нет нужды заигрывать с
дрочерами, у нас другой стиль и другая аудитория.
Кому принадлежит webplanet.ru?
-А это написано на сайте. Проект принадлежит ЗАО "Вебпланета".
Пытается ли webplanet.ru подражать (формат, стиль) каким-то зарубежным онлайн-изданиям? Можете ли вы про какое-то из них сказать: "Хотелось бы бы
ть на него похожим"?
-В конце 90-х в рунецкой тусовке витала такая мечта: "сделать русский Wired". Думаю, часть этой мечты задела и меня. Хотя по духу мне ближе британцы из The Register - они детальнее и ироничнее. Кстати, они уже отвечали мне взаимностью, когда я писал на их языке: прочитать мож
но здесь
Но "быть похожим" - такой задачи нет, это было бы глупо. У нас другой язык, другой менталитет, другой Интернет. Потому и СМИ про Рунет в любом случае получается другое.
Как вы в настоящее время позиционируете webplanet.ru?
-В разделе О НАС написано, что "Вебпланета" является "приз
нанным лидером среди российских онлайновых изданий по вопросам развития Интернета и интернет-бизнеса". Это старая формулировка, хотя верной она не перестала быть.
Сам я добавил бы еще и такое позиционирование, как "образовательный ресурс". Понимаю, что это звучит "немодно". Тем не менее, "Вебплан
ета" уже выполняет такую функцию.
Пять лет назад она была изданием для небольшой IT-тусовки: "узок круг этих людей, страшно далеки они от народа". Но сейчас ситуация иная. В Интернет приходит множество людей "с улицы", и это не только дрочеры - есть много вменяемых, которым действительно интересн
о разобраться, как тут все устроено, как использовать Интернет для своего бизнеса. Этим людям нужна зачастую довольно простая, но полезная информация, которую они не найдут в рекламных пресс-релизах или в развлекательных журналах. Именно поэтому мы сейчас больше пишем о юридических тонкостях, о безо
пасности, о "национальных особенностях" Рунета в сравнении с Западом.
"Вебпланета" получала немало наград и премий. Расскажите о самых значимых из них.
Самое значимое - это то, что нас до сих пор читают. Стандартный ответ главредов всех времен.
А вот как вы отнеслись к победе "Вебпланеты"
в номинации "Разочарование года" РОТОР-2007?
-Хорошо отнесся. За последние семь лет я почти ежегодно был лауреатом РОТОРа в какой-нибудь номинации, даже не являясь подписчиком EZHE-листа. Но повторы наскучивают - ну сколько еще можно получать этого "Журналиста года"? Солить мне их, что ли? В этом
году хоть какое-то разнообразие. Чувствую себя Гарри Поттером. Надеюсь, в следующем году ЕЖЕ-лист придумает хоть парочку новых прикольных номинаций.
Видите ли вы в Рунете на сегодня у webplanet.ru конкурентов?
-По большом счету, не вижу. Но не потому, что мы какие-то суперские. Это просто об
щая деградация российской журналистики, помноженная на трудности работы с такой сложной сферой, как IT.
Вообще, в нашей IT-журналистике было три поколения. Первое - это "поколение Компьютерры". Люди вроде Козловского, Голубицкого, Анненкова. Эти дядьки отличаются хорошим образованием, академичнос
тью такой. И что еще важно - они достаточно пожили ДО бума высоких технологий, так что им было с чем сравнивать и что критиковать. Но это поколение уже почти ушло со сцены. Все они обзавелись "домиками в деревне", всякими "хорошими отношениями" - ну и в общем, замолчали по многим вопросам. Чтоб нико
го не обидеть.
Второе поколение - это "поколение Ленты.Ру". Чисто онлайновые СМИ, примеры которых я приводил выше ("Нетоскоп" и т.д.). Эти люди создали онлайновую журналистику, фактически произвели революцию... но увы, не смогли на ней особенно подняться, вследствие бедности нашего Интернета. Тип
ичная история, когда издание, казавшееся очень интересным и нужным, вдруг закрывается по какой-то странной прихоти инвестора, и всех выбрасывают на улицу. А если издание выживает, если его даже перепродают за миллионы, редакторы все равно получают копейки.
Поэтому представители второго поколения
IT-журналистики уплывают в более стабильные водоемы: в бумажные СМИ, в скучные холдинги, в государственые проекты, в рекламу. В общем, революция сдулась.
Ну а сейчас у нас третье поколение развернулось: "поколение ЖЖ". В основном это малообразованные подростки, которые выражают свой интерес к хай
теку тем, что копипиздят чужие новости у себя в блогах и вяло их комментируют. Журналистами они не являются, но отношение к журналистике имеют. Потому что работают живыми копировальными машинами для размножения сообщений. И эту роботизированную биомассу, конечно, уже берут в оборот. Компании вроде G
oogle и Apple давно поняли, что для пиара в блогосфере можно даже не выпускать принципиально новые продукты: можно просто запускать прикольные вирусные "фишечки". То ли буковку в логотипе перекрасить, то ли какую-нибудь внутреннюю интрижку слить "неформальным языком". И блоггерская биомасса все это
быстренько размножит.
Хотя в третьем поколении есть один просвет. Это профессиональные IT-блоггеры. Люди, которые сами работают в IT-компаниях, и рассказывают новости прямо "с передовой", без посредников. Но у них есть свой минус: IT-блоггеры не очень умеют делать свои тексты удобочитаемыми для б
олее широкой аудитории, ибо не владеют основами журналистики. Да и найти их записи в общем хаосе блогосферы нелегко. В то же время они неохотно сотрудничают со СМИ - ну, типа, свой блог как-то ближе.
Вот из таких ошметков состоит сейчас российская IT-журналистика. Системы в ней нет, школы нет. Ес
ли, конечно, не считать "системой" множество сайтов, которые тупо переводят западные новости и столь же тупо копируют скудные российские друг у друга.
А как бы вы оценили свои отношения с habrahabr.ru?
-С нашей стороны никакого особого отношения нету. Мы относимся к ним так же, как другим нов
омодным проектам - с необходимой долей критики, вполне в нашем стиле.
Другое дело, что сам создатель форума "Хабрахабр", он же бывший главред "Вебпланеты", сразу после запуска стал позиционировать свой форум как нечто, противостоящее "Вебпланете". Эдакий образ "общего врага" навязал своему сообще
ству. Дескать, мы тут делаем передовое социальное СМИ, не то что устаревшая "Вебпланета".
Я не раз уже говорил, что такой выбор "общего идола" для сообщества крайне неудачен. "Идол сообщества" должен быть своим, самостоятельным. А идол в виде "общего врага" зависит от внешней силы, от самого "вра
га". То есть "Вебпланета" легко может управлять атмосферой на "Хабре" - что было уже не раз доказано скандалами, которые там возникают после цитирования нашего издания. Думаю, что и цитаты из данного интервью либо вызовут на "Хабре" новую истерику, либо будут подвержены там жесткой цензуре. Это очен
ь смешно: статус людей в сообществе зависит от упоминания одного чужого сайта.
Сколько человек работают над webplanet.ru?
-В офисе - четверо. Плюс еще пять внешних авторов-новостников, из разных городов. Плюс эксперты-колумнисты - их полтора десятка, хотя пишут они нерегулярно. Но это правиль
но в случае IT-журналистики: лучше пусть человек напишет одну умную и оригинальную статью за полгода, чем будет каждую неделю высасывать из пальца воду.
Как стать автором (экспертом) webplanet.ru?
-Написать нам письмо. Можно сразу с интересной статьей во вложении.
Существует ли на webplan
et.ru система поощрения активных авторов?
-Существует. Схемы разные. Хотя многие пишут колонки просто так, бесплатно. Ведь то же самое они могли бы написать в своем блоге. Просто на "Вебпланете" им дается более широкая и специализированная аудитория - а это уже само по себе поощрение.
Какова
посещаемость webplanet.ru?
-5-7 тысяч уникальных посетителей в день. Осенью будет 10. Не очень много, зато без всяких накруток.
Сколько новых материалов на webplanet.ru появляется в день?
-Дюжина в среднем.
webplanet.ru, в частности, уважают за наличие комментариев специалистов к публи
куемым материалам. Сталкивается ли редакция с проблемой анонимных спамерских комментариев? Есть ли эффективное решение этой проблемы?
-Есть два решения. Мы используем оба. Одно очевидное, второе секретное.
По каким критериям материалы помещаются в поле "Самое горячее"?
-По четырем критерия
м. Секретный из них только один.
На webplanet.ru, бывает, появляются не совсем IT-материалы (в традиционном понимании читателей). Например, текст про курение. Каковы перспективы таких материалов на webplanet.ru в будущем?
А вот тут вы и неправы, именно в "традиционном понимании" не существует
такой отдельной от всего вещи, как "IT-материал". Делить мир на жесткие категории - это болезнь западной, шизофренической, роботизированной цивилизации. А вообще-то все сферы нашей жизни связаны между собой. Форма хорошего мобильного телефона, размер его кнопок в конечном счете определяются анатоми
ей человека, а вовсе не прихотью каких-то "IT-гиков". Люди не будут ность гарнитуру, которая постоянно сваливается с уха. Точно так же информация, которую человек качает из Интернета, связана с базисными человеческими потребностями, с культурой в целом - иначе ее просто не будут потреблять.
Нужно
понимать эти связи, особенно если хочется знать, что будет в IT завтра. Поэтому такие материалы на "Вебпланете", конечно же, будут еще. Хотя бы потому, что в других местах их нету - такие связи видит далеко не каждый, однако влияет это на всех.
Нет ли планов по введению возможности голосовать з
а новость?
-Это так же бессмысленно, как голосовать за погоду. Люди идут к синопникам, чтобы узнать, какая погода сейчас в конкретном городе, и какая будет завтра. Вот это - информация. А вовсе не то, что тысяча баранов рейтингуют дождь как "плохую погоду". Ну рейтингуют, ну и что? Дождь станет о
т этого менее мокрым?
На каких условиях вы принимаете материалы в раздел "Новости компаний"?
-Мы публикуем бесплатно те пресс-релизы, которые считаем существенными и содержательными новостями. Если компании не согласны с нашим выбором, они могут опубликовать свой пресс-релиз в этом разделе за
деньги.
Пользуется ли интересом читателей англоязычная версия webplanet.ru?
-Мы ею пока не занимались всерьез. Это лишь маленький эксперимент, чтобы понять, как вообще новости о Рунете востребованы на англоязычном рынке. Вот смотрим теперь, как эти наши переводы гуляют по Google Finance, в ф
орумах про иранского правителя Ахмадинижада, в других странных местах. Делаем выводы.
Кто он - читатель webplanet.ru? Устраивались ли какие-то опросы аудитории, можно ли говорить о портрете посетителя сайта?
-Да, МАСМИ проводило исследование весной, там много интересного. Хотя общие черты пор
трета были понятны заранее: в основном мужчины, интернетчики с стажем, с хорошим доходом, зачастую - с собственным бизнесом.
Но нашлись и некоторые более содержательные детали. Например, читатели "Вебпланеты" в 1,5-2 раза чаще используют системы электронных платежей, чем посетители других сайтов.
А для отдыха наши читатели чаще других выбирают путешествия "дикарем" и активные виды хобби, типа дайвинга или сноуборда. Вот мы думаем теперь, не открыть ли нам на "Вебпланете" интернет-магазин водолазных костюмов.
Кроме того, среди наших неженатых читателей чаще встречаются пользователи, живущ
ие в гражданском браке, а число разведенных у нас меньше среднего. Это значит, что сервис знакомств у нас скорее всего не заладится. А мы уже так настроились победить "Мамбу"! Но против такого благонравного портрета пользователей, как у нас, не попрешь. Так что остановимся пока на водолазах. Плюс се
мейных ценностей добавим.
webplanet.ru - проект прибыльный?
-Прибыльный, да. И будет еще более прибыльным. В частности, потому, что сейчас большие ставки в системах контекстной рекламы в нашем секторе. Хотя в этом году мы не особо занимались маркетингом. Что логично: проект достался нам в руи
нах, пустой офис и устаревший сайт, заваленный комментами спам-ботов. Так что главная задача была - восстановить сайт, собрать редакцию, ну и в конечном итоге собрать аудиторию благодаря интересному контенту.
Сейчас все это сделано, и уже можно плотнее заняться маркетингом. Кстати, если кто не за
метил, у нас появилась еще одна вакансия менеджера по рекламе: http://webplanet.ru/about/vacancy.
Не исключено также, что через некоторое время весь проект будет продан за кругленькую сумму - "Вебпланета" сейчас в очень хорошем состоянии, предложения о продаже уже поступают.
Каким образом рас
кручивается webplanet.ru в настоящее время? Есть ли в этом необходимость?
-Никакой отдельной раскруткой мы не занимались. Во-первых, чтобы раскручивать что-то, нужно сначала построить это "что-то". И как я уже сказал, именно эту задачу мы решали в первый год работы.
Во-вторых, я полагаю, что л
учшая раскрутка специализированного издания - это его контент. Наши новости сами нас неплохо раскручивают. У "Вебпланеты" сейчас самый большой среди хайтек-изданий тематический индекс цитирования (ТИЦ), хорошие показатели по цитируемости в блогах, а также по числу возвращений читателей на сайт. И вс
е это - безо всякого захламления сайта "партнерками", без порнухи и прочего раскруточного надувательства. Чисто на своем качестве поднимаемся.
Как часто приходят письма от читателей? Что они думают о webplanet.ru? Было ли что-то сделано с подачи читателя?
-В основном читатели дают советы в ко
мментариях и в форуме "Вопросы и ответы". Почтой - реже, хотя я больше люблю почту. Ведь чтобы отправить письмо, надо больше кнопок нажать, а это уже "защита от дурака". То есть люди берутся писать письмо, когда у них действительно есть серьезные стимулы. Ну и излагают свои мысли в письмах более чет
ко и спокойно.
С подачи читателей было сделано очень многое, особенно сразу после старта нового движка, а также после редизайна весной. Хотя, конечно, не все советы идут в дело. Например, делать так, чтобы ссылка меняла цвет ри наведении мышки - это, знаете ли, уже из области компьютерных игр для
первоклассников.
Проводит ли webplanet.ru оффлайн-мероприятия для своих читателей?
-Мы проводили день рожденья в декабре. По-моему, вышло очень весело, надеемся в этом году повторить: http://webplanet.ru/company/life/2006/12/12/five.html.
Случались ли с webplanet.ru какие-то курьезные си
туации?
-Постоянно случаются, мы все время тут хохочем. Были случаи, когда мы по ошибке публиковали новость двухлетней давности, а потом с удивлением наблюдали, как бурно ее обсуждают в блогах, словно это сенсация сегодняшего дня. Да и много еще всяких приколов, типичных для работы онлайнового из
дания. Многие описаны в моей книжке "Худловары", в главах про работу в Газете.Ру и Ленте.Ру: http://karass.multiply.com/journal/item/40.
Что касается чисто вебпланетовских курьезов... ну вот, например, у меня на визитке благодаря шутке Юры Синодова написан неправильный емейл, да и телефон там тож
е неправильный. При раздаче визиток я некоторым людям исправляю эти ошибки ручкой. А некоторым - не исправляю.
Можно ли узнать о ближайших планах webplanet.ru? Куда движется проект?
-На самой "Вебпланете" будет еще ряд новых возможностей, но в целом "утяжелять" этот сайт мы больше не хотим. З
ато собираемся запустить еще пару сайтов-приложений к "Вебпланете".
Первый из этих проектов должен заработать уже в сентябре. Деталей рассказывать пока не буду. Но не потому, что это секрет. Просто это не объяснить в двух словах. Сейчас вообще вряд ли возможно создать успешный и оригинальный инте
рнет-проект по некой заранее прописанной схеме. Такое было возможно на заре Рунета, когда было множество очевидных пустых ниш. Но сейчас все иначе, сейчас проекты нужно "выращивать" - запускать пробные шары, следить за реакцией аудитории и рынка, снова что-то подкручивать... Короче, ловить тренды и
ниши на ходу.
Ну и самое главное - надо соотносить планы развития с расходами. Мы же не Independent Media, чтобы просрать несколько миллионов на новый "чудо-портал", который через год все забудут. В оффлайне-то можно легко смыться от таких провалов на другую работу. А в Интернете у нас все ходы з
аписаны (http://webplanet.ru/news/internet/2005/9/6/dotcoms_ru.html), и про каждого умника видно, какую кучу он наворотил в прошлом. А в следущем году будет еще вторая куча, после сдувания "второго пузыря".
В общем-то "Вебпланета" тем и хороша, что дольше других изданий держит руку на пульсе в эт