"Для молодой, умной и красивой женщины счастье - это девяносто девять процентов любви и лишь один процент - всего остального". /А.Захарова/
Александра Захарова родилась в семье выдающегося режиссера театра и кино Марка Анатольевича Захарова и актрисы Нины Тихоновны Лапшиновой. Говорят, когда муж и жена очень любят друг друга, ребенок равно похож и на отца, и на мать. Однажды, увидев подросшую Сашу, артист "Ленкома" Всеволод Ларионов воскликнул: "Ой, смотрите, Нинкина голова на Марковом туловище бегает!"
Детство Александры было похоже на детство ребенка из обычной актерской семьи. Мать была актрисой Театра "Эрмитаж", поэтому девочку или брали с собой в театр, или оставляли под присмотром дома. Маленькая Саша всегда стремилась быть полезной: то помогала пестовавшей ее дворничихе, то уносила цветы во время театральных премьер. Окружавшая девочку творческая атмосфера оказала свое влияние. Впоследствии Александра легко все схватывала и даже научилась играть на арфе, когда это понадобилось для роли, разумеется, в пределах сценического образа.
А вот в школе у Александры дела обстояли совсем неважные. Девочка упорно не хотела учиться и эту проблему решала с присущей ей сообразительностью. В школу ее никто не поднимал: родители, возвращавшиеся со спектаклей далеко за полночь, хотели выспаться и надеялись на дочернюю сознательность. Саша спокойно дремала до часу дня, потом вставала, надевала форму и будила родителей словами: "Вы все спите?! А я уже с занятий вернулась..." Если в школу все же приходилось отправляться, а сидеть на уроках было невыносимо, она прыгала в троллейбус, доезжала до "Детского мира" и часами бродила там, разглядывая игрушки.
Когда однажды выяснилось, что Александра прогуливает уроки и мастерски подделывает в дневнике подпись отца, на встречу с педагогами отправились не вечно занятые родители, а Татьяна Ивановна Пельцер.
Сейчас актриса Захарова объясняет свою нелюбовь к школе обычной скукой: "Я уже в тринадцать лет читала Солженицына, Бердяева, Соловьева, Канта, даже делала выписки. Мне было до смерти тоскливо копаться в задачках про трубу А и трубу Б!"
В своих интервью Александра настойчиво повторяет, что с самого детства мечтала быть только актрисой, причем стремилась попасть именно в театр "Ленком". Своего отца она воспринимала и воспринимает в двух ипостасях: как родного и близкого человека и как выдающегося режиссера.
Все свободное время юная Саша проводила за кулисами театра, а летние каникулы - на гастролях с родителями. Близкие вяло пытались образумить: "Может, все-таки делом займешься?" На что получили уверенный ответ: "Вы не понимаете! Я такая талантливая!"
Поэтому вполне естественно, что, окончив школу, Александра поступила в Театральное училище имени Б. Щукина (мастерская Ю. Катина-Ярцева), а после его окончания в 1983 году стала актрисой театра имени Ленинского комсомола.
После окончания Щукинского училища Сашу пригласили сразу пять столичных театров, но Александра, как она говорит сама, "была уже больна Ленкомом". Решая брать или не брать дочь, Марк Захаров устроил в театре тайное голосование худсовета. Александра была принята.
Однако Захаров не тот режиссер, который стал бы ставить актрису на роли только за то, что она его дочь. Александре надо было доказать отцу, что она обладает незаурядным талантом. Долгие годы она выходила на сцену в массовке. Сейчас уже заслуженная артистка России Александра Захарова грустно улыбается: "Отец похитил у меня десять лет. Я бы столько могла сделать! Но что удивительно, когда я ходила с табуретками в темноте, я все равно чувствовала себя нужной и счастливой! Я - фаталист".
В кино у Александры Захаровой складывалось чуть лучше. Сразу после окончания училища она снялась в двух фильмах своего отца: "Дом, который построил Свифт" - в роли Эстер и "Формула любви" - в роли Фимки. Эти работы понравились и запомнились зрителю, но до настоящего признания было еще далеко.
Сама Александра считает, что ее актерская биография в кино началась с фильма "Криминальный талант" (1988). В психологическом детективе Сергея Ашкенази она сыграла молодую авантюристку Сашу Рукояткину. На эту роль претендовали около двадцати актрис, но режиссер выбрал Захарову.
Александра Захарова вспоминает о съемках фильма: "Картина "Криминальный талант" снималась на Одесской киностудии. Мне прислали сценарий, от которого я в восторг не пришла. Кино - очень странная вещь: никогда не можешь знать, где найдешь, где потеряешь... Мне очень повезло с партнером. Алексей Жарков был тогда на пике славы - только что вышел фильм "Мой друг Иван Лапшин"... Почему-то осталось в памяти, как мы, совершенно вымокшие от пота, выходили из павильона, а на сквознячке сидела административная группа и разгадывала бесконечные кроссворды: "Так, цветок из четырех букв?" - "Роза" - "Правильно!" До последнего момента я была уверена, что картина провалится. Но фильм показали по телевидению, наутро я вышла из дома - меня узнавали: "Смотри, Саша Захарова идет!" Я поняла, что наступил день моего рождения".
В том же году Александра сыграла еще одну большую и заметную роль - Эльзу в фильме-притче Марка Захарова "Убить дракона".
Эти роли показали, что Александра обладает как драматическим, так и комедийным талантом. Но главное заключается в том, что она необыкновенно естественна и обаятельна. Александра умеет даже партнеров заразить своей энергией: Абдулов становится еще романтичнее и лиричнее, а Жарков весь преображается от желания вступить в психологический поединок со своей партнершей. Теперь Захарова играет самые разные роли.
Практически одновременно изменилось все и в театре. Первую серьезную роль Александра получила в 1986 году в спектакле Глеба Панфилова "Гамлет" по великой трагедии Шекспира. "Я очень благодарна Глебу Анатольевичу Панфилову, кинорежиссеру, мужу Инны Михайловны Чуриковой, который пришел в Ленком ставить "Гамлета" и дал мне Офелию", - признается актриса.
Постепенно Александра выдвинулась в ряд ведущих актрис театра. Она сыграла роли в спектаклях: "Поминальная молитва" Г.Горина по Шолом-Алейхему (Хава), "Чайка" А.Чехова (Нина Заречная), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (графиня Альмавива), "Варвар и еретик" (Полина), "Шут Балакирев" (Екатерина I).
Свое право на главные роли Александра заслужила своим мастерством и талантом, а также упорной работой. Успехи своей дочери признает даже очень требовательный отец. Он как-то признался: "Александра необычайно помогает теперь моей жизни в театре. Она стала хорошей актрисой…"
Александра необыкновенно гордится своим отцом: "В искусстве верю ему не на сто, не на двести процентов, а абсолютно. Он для меня гений. Я не все еще взяла от него. Пусть будет дольше так, как есть. Дай только Бог ему здоровья…" В театре отца Александра называет исключительно Марк Анатольевич, хотя обращается к нему на "ты".
Естественно возникает вопрос - что же думают в труппе о "папиной дочке". Как признается сама актриса, бывает и судачат за спиной, но, тем не менее, относятся к ней хорошо: "Когда актеры благополучны, они становятся добрее, а у нас все заняты работой, много снимаются. Меня и приняли по-доброму. Наверное, потому, что любят и уважают отца".
На вопрос "Чем ты занимаешься кроме театра?" Александра Захарова отвечает: "Театром. И конечно кино". Работу в своей жизни актриса ставит на первое место: "Я играла шестнадцать спектаклей в месяц, и это было счастьем, а перерывы между спектаклями - несчастье. Я в отпуск не хочу, а хочу, чтобы лето кончилось и начался сезон, репетиции нового спектакля".
Работу в театре она успешно совмещает с кино. В криминальной комедии "Тонкая штучка" (1999) она играет Юлию Михайловну. И фильм смотрится в первую очередь благодаря ее игре и Игоря Бочкина.
Последнее время Александра Захарова стала сниматься и в сериалах - "Сыщики", "Другая жизнь". Казалось бы - зачем ей сериалы. Ответ прост: "Очень хочется сниматься!"
По знаку Зодиака Александра - Близнец, значит, ей свойственна непредсказуемость и тяга к переменам. Так что трудно говорить, как пойдет развитие ее таланта дальше. В жизни она находчива и остроумна, контактна и общительна, любит животных. Кроме собаки, подкармливает и других зверушек, например, недавно стала привечать ворону.
В своей жизни Александра руководствуется двумя афоризмами. Один принадлежит Татьяне Пельцер: "Актерская счастливая судьба складывается из девяноста девяти процентов везения, и лишь один процент остается таланту". Другое выражение принадлежит самой Александре: "Для молодой, умной и красивой женщины счастье - это девяносто девять процентов любви и лишь один процент - всего остального".