Александру Николаевну Пахмутову без преувеличения можно назвать живой антологией советской песни. Она посвящала свои произведения знаковым событиям в жизни государства, однако умела при этом находить проникновенную и берущую за душу интонацию. Что же касается лирических песен Пахмутовой, то они не оставляют равнодушными даже правнуков тех, кто когда-то с замиранием сердца слышал их по радио или на премьере кинофильма. Кроме того, жизнь Александры Николаевны – не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви.
Уже более полувека произведения Александры Пахмутовой являются тем музыкальным фоном, на котором выросло не одно поколение. Ее песни входили в репертуар звезд советской эстрады и многих современных исполнителей, они были визитной карточкой олимпиад и отображением знаковых событий в жизни советского государства. Считалось, что Пахмутова была обласкана властью и творила по ее заказу – но созданные ею песни становились по-настоящему народными, и до настоящего времени их с удовольствием поют в дружеских компаниях; к тому же Александра Николаевна, несмотря на настойчивые предложения, так и не
стала членом КПСС.
Александра Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года, в небольшом поселке Бекетовка под Сталинградом (сейчас входит в городскую черту Волгограда). Отец девочки, Николай Андрианович, работал на местном лесозаводе, но был в душе истинным музыкантом – в доме было фортепиано, на котором он хорошо играл. Однажды, возвратившись всей семьей из кинотеатра, где демонстрировался музыкальный фильм, родители с изумлением услышали, как трехлетняя Аля очень точно воспроизводит понравившуюся ей мелодию на фортепиано. Николай Андрианович стал сам заниматься с дочкой, и в четыре г
ода она уже написала первую фортепианную пьесу под названием 'Петухи поют'. С шести лет Аля стала заниматься в музыкальной школе Сталинграда, но окончить ее не успела. Началась война, и когда фашисты подошли к Сталинграду, семья Пахмутовых эвакуировалась в Караганду. Однако занятия музыкой девочка не оставила – она стала ученицей местной музыкальной школы (позднее преобразованной в музыкальное училище, а затем в колледж искусств). Несмотря на трудности жизни в эвакуации, успехи Али были очень значительными, и в 1943 году она решила продолжить обучение в Москве. Способная девочка была прин
ята в музыкальную школу для одаренных детей (ныне Центральная музыкальная школа при Московской консерватории) и стала заниматься по классу фортепиано у М. В. Васильевой. Заметив композиторский талант ученицы, педагог посоветовала ей также посещать занятия действовавшего в школе кружка юных композиторов, которыми руководили В. Шебалин и Н. Пейко.
Успешное обучение в Центральной музыкальной школе позволило Александре в 1948 году стать студенткой Московской государственной консерватории. Она занималась по классу композиции у своего давнего наставника Виссариона Яковлевича Шебалина и в 1953
году получила диплом с отличием.
Затем Александра Пахмутова поступила в аспирантуру и успешно защитила диссертацию по теме, связанной с оперой 'Руслан и Людмила'. К этому же времени относятся и первые песни Пахмутовой. В 1955 году она вместе с Андреем Эшпаем работала над музыкальным сопровождением кинофильма 'Экран жизни', а также сотрудничала с музыкальной редакцией Всесоюзного радио. Особенно успешной была ее работа в популярных детских передачах 'Внимание, на старт!' и 'Пионерская зорька'. Весной 1956 года Александра познакомилась с актером столичного ТЮЗа и начинающим поэтом Николае
м Добронравовым, на стихи которого она сочинила песню 'Лодочка моторная'. Творческое сотрудничество перешло во взаимную любовь, и в августе того же года состоялась скромная свадьба, после которой молодая пара, не имевшая собственного жилья в столице, поехала в свадебное путешествие в Абхазию, где проживала тетя Николая.
Успех пришел к ним не сразу. В 1958 году вышел на экраны фильм 'По ту сторону', песня из которого 'Забота у нас такая' (слова Л. Ошанина) стала очень популярной, а в следующем году благодаря семейному содружеству Пахмутова-Добронравов появилась песня 'Геологи', которую н
е только запела вся страна, но даже взяли в свой репертуар французские певцы.
Александра Пахмутова создавала проникновенные песни о строителях сибирских электростанций, о том, что трус не играет в хоккей, о вечно молодом Ленине, о Юрии Гагарине. Все они, без преувеличения, были своеобразной песенной летописью того времени, и при этом их торжественность никогда не становилась официозной, а лирика – слащавой. 'Песню о тревожной молодости' включила в свой репертуар даже немецкая группа 'Rammstein', что же касается знаменитой 'Нежности', то история космических полетов была бы без нее далеко
не полной.
Московская Олимпиада-80 проходила в очень непростой атмосфере, но буквально все не могли сдержать слез при полете Олимпийского Мишки под мелодию песни 'На трибунах становится тише'.
У Александры Николаевны не было детей, но множество своих песен она создала для них, в том числе и неувядаемые 'Кто пасется на лугу?', 'Орлята учатся летать', 'Турнир эрудитов'.
Среди произведений Пахмутовой – вокальные циклы, кантаты, инструментальная музыка, концерты для симфонического оркестра, один из которых был положен в основу балета 'Озарение' (1974). Александра Пахмутова является Нар
одной артисткой СССР, Героем Социалистического труда, она награждена многими орденами, в том числе двумя орденами Ленина.
С 1968 по 1991 год Пахмутова была бессменным секретарем правления Союза композиторов СССР, а в настоящее время является членом Патриаршего совета по культуре.
Александра Николаевна и Николай Николаевич по-прежнему вместе. Они не частые гости на светских мероприятиях, но 3 ноября 2014 года присутствовали на праздничном концерте в Кремлевском дворце, посвященном юбилею Александры Пахмутовой, которую называют самым известным композитором-песенником советского времени.