Популярные личности

Александра Билль

русская художница.
На фото Александра Билль
Категория:
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Александра Феликсовна Билль (род. 1914). Знакомясь с творчеством Александры Феликсовны Билль, листая страницы ее биографии, невольно отмечаешь ту энергию, которая присуща ей не только как свойство характера, но и как неотъемлемая черта ее дарования. Активность восприятия жизни находит выражение и в разносторонности профессиональных интересов художницы, занимающейся одинаково увлеченно книжной графикой, станковой гравюрой, акварелью, рисунком, и в выборе тем гражданского звучания, и в стремлении донести до зрителя все многообразие своих впечатлений от окружающего мира.


В 1939 году Билль окончила Московский институт изобразительных искусств. Ей посчастливилось учиться у талантливых педагогов. Живопись преподавали К.Истомин и А. Гончаров, рисунок - П. Павлинов и М.Родионов. Особенно памятными для будущих графиков были занятия с В.Фаворским. Они выходили за рамки курса композиции, который он читал в институте. Фаворский старался сформировать у своих учеников глубокое художественное мировоззрение, воспитать в них честное, искреннее и строгое отношение к искусству, высокую требовательность к себе. Школа, пройденная у выдаю щегося мастера, во многом определила дальнейший путь творческого развития художницы и многих ее товарищей по учебе, среди которых В.Горяев, А.Ливанов (муж А.Билль), Л.Ильина, В.Домогацкий, А.Журов.

По окончании института Билль выполняет свои первые работы в книжной иллюстрации для издательства "Детгиз". Но занятия искусством были прерваны войной.

Активное становление творческой индивидуальности художницы приходится на первые послевоенные десятилетия. Начиная с 1946 года Билль уже постоянно выступает как иллюстратор книги. Среди ее первых серьезных работ - ксилографии к пьесе А.Н.Островского "Бедная невеста" (1946), к произведениям А.С.Пушкина (1949), М.Рыльского (1950), М.Ю.Лермонтова (1952), А.Мицкевича (1955) и других авторов. С 1951 года ее произведения регулярно экспонируются на всесоюзных выставках.

В каждой новой работе Билль все более совершенствовалось ее графическое мастерство, ощущалось стремление не просто "проиллюстрировать" сюжетные коллизии, но выразить сам дух литературного произведения.

В органичном отношении Билль к работе иллюстратора сказывались принципы художественного оформления книги, усвоенные у В.Фаворского. Обращение к ним с наибольшей силой определилось в советской книжной графике на рубеже 1950-60-х годов.

В иллюстрациях, выполненных в 1960-е годы, художница выступает уже как зрелый мастер, уверенно владеющий техникой, формой, композицией. Гравюры к "Пармской обители" Стендаля (1959), "Сказкам об Италии" М.Горького (1964), "Лирике" С.Маршака (1966) отмечены глубиной образных решений, цельностью исполнения. Наряду с ксилографией и линогравюрой в иллюстрациях этих лет А.Билль обращается к технике акварели и туши (как, например, в книге С.Квазимодо "Моя страна Италия"), активно вводит цвет.

Несомненной удачей А.Билль стала работа по оформлению поэмы Р.Рождественского "Реквием" (1970). Книга оригинальна по макету, и хотя формат ее невелик, иллюстрации к ней исполнены органичной монументальности, яркой и убедительной экспрессии образов.

Станковой гравюрой Билль плодотворно занимается с начала 1960-х годов. В крупных по формату листах, выполненных преимущественно в технике линогравюры, а иногда ксилографии, ярко раскрывается публицистическое дарование художницы. Сами названия этих листов - "Песня мира" (1964), "Нет войне!", "Африка борется" (1970-1975) - свидетельствуют о гражданственной направленности этих произведений. Для публицистических листов Билль характерно обобщенное, нередко экспрессивное образное решение, ясно прослеживаемое и в гравюрах серии "Реквием", и в листах триптиха "За мир!", и в оригинальной композиции "Памяти Словацкого народного восстания" (1973-1974), удостоенной Гран-при на Пятой международной биеннале гравюры на дереве в Ванска-Вистрице (ЧССР, 1974). Ритмическое и цветовое решение, монументальность исполнения вносят в образный строй этих произведений ноты героико-драматического звучания, находящие развитие в страстном призыве к борьбе против войны.

Публицистическая тема - центральная, но не единственная в станковом творчестве А. Билль. Среди ее линогравюр - и портретный цикл "Русские женщины" (1974), и жанровая серия "Купание" (1975-1976), и целый ряд цветных гравюр-воспоминаний о поездках по стране и за рубеж.

Постоянно обращается художница к акварели и карандашному рисунку и создает листы, покоряющие технической раскованностью, непосредственностью видения. Они одновременно очень собранны, цельны по композиции. В них все пронизано трепетной жизнью пространства, внутренней подвижностью словно бы одушевленных форм. Это характерно и для картин природы, запечатленных художницей, и для архитектурных и даже индустриальных пейзажей.

Цветные рисунки можно назвать несомненной удачей художницы. Они ярко демонстрируют своеобразие ее колористического видения и оригинальный подход к решению технических задач. Хотя палитра этих рисунков строится часто на двух-трех цветах, они с удивительной полнотой передают богатство красок окружающего мира. Начало такого отношения к цвету было заложено у Билль еще во время учебы у К.Истомина.

Работы Билль в станковой и книжной графике не раз получали высокую оценку на всесоюзных и международных конкурсах, удостаивались почетных дипломов Союза художников и Академии художеств СССР. В их числе одна из последних работ А.Билль - мастерски оформленный том "Поэты пушкинской поры" (1986). Среди новых работ художницы - иллюстрации к двухтомнику стихов о Великой Отечественной войне (1985), цикл больших двухцветных гравюр на дереве по мотивам военной поэзии, серии цветных линогравюр "По Таджикистану" и рисунков "В Пушкинском заповеднике". Художница полна новых творческих планов.

Называя Билль среди своих любимых учеников, В.Фаворский подчеркивал, что каждый из них пошел в искусстве своей дорогой. Яркое и самобытное творчество художницы, нашедшей свой индивидуальный путь, но воспринявшей у своего учителя главное - его отношение к искусству и жизни, - лучшее доказательство слов мастера.



Поделиться: