Младший лейтенант А. В. Закревский в воздушном бою таранным ударом сбил истребитель FW-190, за что был награждён орденом Красного Знамени.
Награждён орденами Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Всего 16 наград.
Родился в Декабре 1923 года в городе Ржеве, ныне Тверской области. В 18 лет ушёл на фронт. Защищая Ленинград, сражался на Волховском фронте. Во время штурмовки железнодорожного эшелона в районе Глухой Керести, разрывная пуля раздробила ему правое колено. Медицинская комиссия отстранила Александра от службы в авиации. Сколько сил и нервов пришлось ему затратить, чтобы доказать своё право сражаться за город, по которому в 1917 году в революционных колоннах проходил его отец - балтийский моряк ! И он добился разрешения вновь вернуться в строй...
24 Мая 1943 года командир звена 254-го истребительного авиационного полка ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт ), Младший лейтенант А. В. Закревский в воздушном бою таранным ударом сбил истребитель FW-190, за что был награждён орденом Красного Знамени.
После войны продолжал служить в ВВС. После ухода в запас жил и работал в Харькове. Награждён орденами Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Всего 16 наград.
* * *
Отдельное разведывательное звено Лейтенанта Василия Синчука присоединилось к 254-му истребительному авиаполку в Апреле 1943 года. Латанные и перелатанные "ишачки" рядом с мощными двухпушечными истребителями Ла-5 выглядели как старое, но грозное оружие. Эту истину наглядно подтверждали ордена и медали разведчиков. Самым юным из разведчиков был сержант с медалью "За отвагу", высокий, светловолосый и с какой - то необычной походкой. Знакомство с ним чаще всего начиналось с одних и тех же вопросов:
- Сколько же тебе лет, герой ?
- Двадцать, - отвечал без особого энтузиазма сержант, не уточняя, что его день рождения приходится на самый конец декабря.
- Медаль - то за что получил ?
Александр Закревский с друзьями.
- Эшелон с боеприпасами подожгли в Подберезье.
- А что у тебя с ногой ?
- "Эрликоны", будь они прокляты !
- Пилотировать не мешает ?
- Вы же видите, летаю, - хмурился юный лётчик и тут же делал разворот на 180 градусов, иначе говоря, переводил разговор в другое русло. А произошло тогда вот что.
21 Сентября 1942 года Лейтенант Василий Синчук и сержант Саша Закревский вылетели на разведку. У обоих за плечами было всего по несколько боевых вылетов, но они уже знали, что далеко не каждый снаряд попадает в цель, и клубки зенитных разрывов, волочившиеся за "ишачками" чёрной дорогой, уже не вызывали неприятного холодка, как это было в первые дни. Да и некогда было разбираться в своих ощущениях, не об этом будет спрашивать начальник штаба, когда разведчики возвратятся на свой аэродром. Что делается на дорогах, на железнодорожных узлах, - вот о чем пойдет разговор, так что смотреть и смотреть, увертываться от зениток да не прозевать внезапную атаку "Фокке - Вульфов" или "Мессершмиттов".
Миновали Подберезье, прошли над Новгородом. Повернули на запад. Мрачны лица пилотов, окаймленные белыми полосками подшлемников. Эх, штурмануть бы сейчас по эшелону, подползающему к Батецкой ! Но приказ начальника штаба не допускает никаких вольностей: в бой не ввязываться, разве что на обратном пути, когда основное задание будет выполнено.
Оставалось посмотреть Глухую Кересть - разгрузочную станцию немцев на железной дороге Ленинград - Новгород. Вот тут и подвернулась разведчикам подходящая работёнка. На станции стоял длиннейший эшелон с двумя паровозами в голове. Железнодорожная насыпь Глухой Керести отличалась необыкновенной белизной: цепочка платформ выделялась на ней, как на бумажной ленте. Синчук покачал крыльями. Два самолёта, описав полукруг, пошли вдоль железнодорожного полотна, чтобы прошить эшелон от хвоста до головы.
Первый заход охрана поезда прозевала. Пикируя вслед за Синчуком, Саша хорошо видел охваченные огнем платформы. Взрывы эрэсов смели маск
ировку, обнажив круглые башни и длинные стволы танковых пушек. Немного легче стало на душе. "Это вам за Новгород ! А второй заход - за Ленинград !"
Истребители развернулись и снова пошли в атаку. Теперь навстречу им неслось множество красных шариков. С платформ били эрликоны. Ещё две пары эрэсов обрушились на состав с танками, поддали жару крупнокалиберные пулеметы. Но не везти же боеприпасы обратно ! Синчук снова устремился на горящий эшелон.
Вот тогда, в третьей атаке, нашла Сашу немецкая разрывная пуля. Он успел нажать на гашетку и, лишь выходя из пике, почувствовал резкую боль в правой ноге. Перед глазами поплыли красные круги, потонули в тумане циферблаты приборов...
Ему казалось, что он всё делает правильно: вышел из атаки, развернулся, летит к Волхову. На самом же деле он летел прямым курсом к противнику, и было непонятно, почему Синчук, обогнав его, показывает разворот в обратную сторону. Но командир есть командир, и надо выполнять то, что приказывает. Саша полетел вслед за Синчуком и, когда под крылом блеснул Волхов, понял, от какой беды спас его товарищ...
Лёжа в госпитале, Закревский вспоминал, как постигал он науку побеждать врага. Его первым учителем был Василий Синчук. Облачное небо Приволховья стало их учебной аудиторией, наглядными пособиями - самолёты врага. Прикрывая Синчука, повторяя в воздухе его маневры, отличавшиеся необыкновенной законченностью и даже изяществом, наблюдая за его стремительными, как молнии, атаками, Саша учился искусству истребительного боя. Вот Синчук качнул крыльями: "Атакую ! За мной !". Заход со стороны солнца или из облаков, решительное пике, грозный поток огня, и "наглядное пособие", дымя и завывая, прощается с небом.
Вскоре Саше пришлось самому показать, чему он научился у Синчука. Находясь в разведке, они обнаружили немецкий корректировщик "Хеншель-126" по прозвищу "каракатица" или "костыль". "Хеншели" корректировали стрельбу артиллерии, поэтому лётчики расправлялись с этими зловредными существами без всякой пощады.
Чтобы не спугнуть разведчика, Синчук сделал большой полукруг в небе и пошёл в атаку только тогда, когда солнце оказалось у него за спиной. Он налетел на "каракатицу" сверху. Трассы вонзились в кабину стрелка, который вёл встречный огонь, и погасли. Задранный вверх ствол пулемета стрелка как бы обозначал: "Я мёртв". "Хеншелю" оставалось жить не больше минуты, но у Синчука отказали пулеметы. Высунувшаяся из кабины рука в краге указала Саше на врага: "Добей !"
Ему казалось, что он всё делает так, как Синчук. Но "Хеншель", снижаясь, вихляя из стороны в сторону, удирал во все лопатки, и Саша никак не мог поймать его в прицел. Но вот крестик оптического прицела словно приклеился к серому с прозеленью загривку "каракатицы". Саша нажал на гашетку: "Ура ! Победа !" - "Хеншель" накренился, клюнул тупым носом и с полукилометровой высоты засвистел к земле.
...Когда пришел санитарный эшелон, Саша разломал гипс на ноге и был отправлен обратно в прифронтовой госпиталь, что и требовалось. Когда же медики вынесли заключение, что сержант Закревский А. В. не может летать с покалеченной ногой, он попросту обежал в свой полк. Сбив под руководством Синчука ещё 2 самолёта, он доказал, что мнение врачей было ошибочным.
В 254-м полку разведчики по - прежнему держались дружной сплочённой семьей. Решили даже в секретном порядке подготовить для новых друзей концерт, включив в программу сольное пение, пляску и баян. Но этим планам не суждено было сбыться, так как один из главных солистов - Вася Синчук - неожиданно ушёл из звена, пересев на новый истребитель Ла-5.
Вскоре Синчук стал потихоньку перетягивать на "Лавочкина" и Сашу. Синчук привык ощущать за спиной биение верного Сашиного сердца. Он понимал также, что на "ишачке" его друг не сможет раскрыть в полной мере свой талант, а в то
, что Саша талантлив, что он истребитель "от бога", в этом Синчук не сомневался.
Саша не поддавался - его упорно отговаривали от этого друзья. Трудно было Саше разгадать тайные мотивы их поведения. Лишь много позже он догадался, что Володя Гайлов и Коля Зубков просто ревновали его к Василию. Им не хотелось, чтобы Саша уходил из разведывательного звена. Всё завершиось самым неожиданным и трагическим образом: Володя и Коля погибли в неравном бою с "Мессершмиттами", оба в один день...
* * *
24 Мая 1943 года Младший лейтенант А. В. Закревский вылетел на своём И-16 на разведку в сопровождении 4-х истребителей Ла-5. После фотографирования линии фронта в районе деревне Вороново ( недалеко от Мги ), Закревский обнаружил вражеский воздушный разведчик Me-110 в сопровождении двух истребителей FW-190.
"Лавочкины" из группы прикрытия, начав выполнять манёвр, не заметили противника. Вместе с Закревским остался только один Ла-5. Пара "Фокке - Вульфов", воспользовавшись ситуацией, стремительно пошла в атаку на машину Закревского. Завязался воздушный бой, в ходе которого противник решил расправиться сначала с одиночным Ла-5. Выручая товарища, Закревский пустил в сторону ведомого "Фоккера" РСы и обстрелял из пулемётов ведущего. Ведомый сначала отскочил в сторону, но затем снова пошёл в атаку и открыл огонь. Самолёт Закревского получил пробоину в правом крыле. FW-190 развернулся и пошёл в лобовую атаку.
Сблизившись, оба самолёта открыли огонь. Закревский промахнулся. "Фокке - Вульф" имея преимущество в скорости, мог проскочить под нашим истребителем и атаковать его сзади. Чтобы не дать ему такой возможности, Закревский решил пойти на таран... При ударе его выбросило из кабины. На время Александр потерял сознание и очнулся уже у самой земли. Успев раскрыть купол парашюта, он приземлился в расположении наших войск. Это был его 150-й боевой вылет и 21-й воздушный бой. За свой подвиг Младший лейтенант А. В. Закревский был награждён орденом Красного Знамени.
После недолгого лечения, вернувшись в полк, он принялся за восстановление своего разведывательного звена. Трудность заключалась в том, что полк воевал на скоростных, вооружённых пушками истребителях Ла-5, а зарведчики - на устаревших И-16. Последний "ишачок" разбился при таране 24 Мая, поэтому Александр с дозволения начальства перегнал новую червёрку И-16 из ремонтных мастерских. Из прежних лётчиков в звене тоже остался только он. Пополнение прислал резервный полк.
И снова начались фронтовые будни... 24 Июля, при выполнении очередного разведывательного задания, Александр Закревский был тяжело ранен в руку и попал в госпиталь. 30 Июля именно там ему был вручён новенький партийный билет.
* * *
Много новых испытаний выпало на долю Александра после того, как он вылечил руку и вернулся в строй. Осенью 1943 года, в канун решающей битвы за Ленинград и Новгород, Саша освоил Ла-5, стал командиром звена, Лейтенантом. Летал он теперь в составе 2-й эскадрильи.
...1 Февраля 1944 года, в полдень, в жарко натопленную землянку, где отдыхали между боевыми вылетами лётчики, вошел своей легкой, стремительной походкой Василий Синчук. Оживленный, как всегда бывало с ним перед вылетом, он остановился, окинул быстрым взглядом лётчиков, и, когда его серые, чуточку насмешливые глаза остановились на Саше, сердце юного истребителя вздрогнуло от радостного предчувствия.
- Саша, давай быстрее готовь свою лайбу, пойдем на охоту !
Проговорив эту фразу, Синчук повернулся и исчез так же внезапно, как появился, а Саша, схватив шлемофон и планшет, затягивая на ходу "молнию", кинулся вон из землянки. Наконец - то ему выпало счастье испытать вновь восторг и упоение, которые всегда охватывали его, когда рядом с ним сражался Синчук.
Заревел самолёт Синчука. Ещё 4 истребителя подхватили запев флагмана. Позади ма
ин закрутились снежные смерчи, сходясь в огромную белую тучу. Саша вскочил на крыло, с крыла в кабину. Рёв его "Лавочкина" с бортовым номером "66" слился с могучим рёвом пятерки. Мелькнул белый флаг стартера, два самолёта, сверкая красными звездами, помчались по снежной глади аэродрома и взлетели, за ними - ещё две пары.
Сильную шестёрку выслал в тот день 254-й полк на прикрытие пехоты и танков, пробивающихся от Новгорода к Луге. Уже одно то, что её вел помощник командира полка Капитан В. П. Синчук, говорило о многом. В 23 года Василий стал наставником молодых лётчиков - истребителей. Его авторитет непререкаем. Он сбил 15 вражеских самолётов, двумя орденами Красного Знамени отмечены его подвиги.
Не прошло и трёх минут после взлёта, как шестёрка превратилась в пятёрку. Сашина машина отделилась от группы и пошла на посадку. В спешке техник забыл закрыть на защёлку лючок. В воздухе лючок открылся, и в фюзеляже "Лавочкина" загудело и забурлило, как в аэродинамической трубе.
Закрыть лючок - секундное дело. Саша был уверен, что он вновь поднимется в воздух и присоединится к Синчуку, Тем более, что делал уже второй круг, поджидая друга. Но в довершение беды заклинило фонарь. Синчук уже не мог больше ждать...
Огорченный, злой, выбрался Саша из кабины. Надо же, из - за паршивой защёлки сорвался боевой вылет с Синчуком. Когда - то теперь доведется снова взлететь с ним в небо ? Понурив голову, побрёл к землянке командного пункта. Здесь ему сказали, что Синчук уже дерётся с большой группой "Юнкерсов" и "Фокке - Вульфов" близ станции Передольская на железной дороге Ленинград - Дно.
- Иду в атаку ! - эта команда была последней, которую услышали по радио от Синчука. Уничтожив в последнем бою 3 вражеских самолёта, Василий погиб... Глубокий кровоточащий шрам пролег в те дни через душу Александра Закревского да так и остался там на всю жизнь.
18 Апреля 1944 года Василию Прокофьевичу Синчуку посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В эти дни 254-й полк сражался на подступах к Пскову. Десятками сбитых немецких самолётов, исковерканных орудий, сожжённых автомашин, повреждённых паровозов поминали своего доблестного однополчанина лётчики - истребители.
Юра Ершов на своем истребителе написал: "За Синчука !". За 5 дней боёв он сбил 5 вражеских машин. Саша Серёгин довёл счёт своих побед до 8. Эскадрилья Виктора Труханова уничтожила полтора десятка "Юнкерсов" и "Фокке - Вульфов", а всего ко дню награждения Синчука Золотой Звездой полк сбил 110 вражеских боевых самолётов. Василий Синчук стал знаменем полка, его гордостью, честью...
Отважно сражался с врагами и Саша Закревский. Умело используя боевые возможности нового скоростного истребителя Ла-5, он провёл десятки воздушных боёв, разведок, штурмовок, довёл свой счёт сбитых самолётов противника до 13. Участвовал в разгроме врага под Ленинградом, в освобождении Новгорода и Пскова. Над Псковским озером в паре с Викентием Мельниковым провёл беспримерный бой с 30-ю бомбардировщиками Ju-87. Четыре "лапотника", пробив носами лёд, пошли на дно Псковского озера, 3 из них - записал на свой боевой счёт Саша Закревский.
Затем он сражался на 3-м Прибалтийском фронте, участвовал в прорыве "Северного вала" и освобождении Риги. В возрасте 20 лет Закревский был назначен помошником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Войну закончил командиром истребительного авиаполка.
У него 4 ордена Красного Знамени: три за войну, а 4-й за успешное освоение новой военной техники. Да, израненый, обожжёный лётчик продолжал боевую службу в ВВС страны и после окончания войны. Он вывел свой полк в передовые и был назначен заместителем командира авиационной истребительной дивизии. Но ранения и травмы дали о себе знать. По настоянию врачей, в 1960 году Полковник А. В. Закревский был вынужден покинуть небо..