Русский философ, психолог, логик. Родился в Тамбове 19 марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин.
Родился в Тамбове 19 марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции Куно Фишера в Г
ейдельберге. В 1888 защитил магистерскую диссертацию Опыт построения теории материи на принципах критической философии . С 1890 Введенский – профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петер
бургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад Судьбы философии в России . К его наиболее фундаментальным трудам относятся: Логика как часть теории познания (1909, всего четыре издания), Психология без в
сякой метафизики (1914, 3 издания).
Основывая собственное учение («логицизм») на принципах кантовского априоризма, Введенский трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но «заведомо годных для знания» суждений. Хотя ни одна из школ западноевропейского нео
кантианства не оказала на Введенского непосредственного и серьезного влияния, его понимание методологических задач «критической» философии в целом соответствовало общему направлению развития кантианства (в частности, в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г.Когена и В.Вин
дельбанда). Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является «объективирование» («неотделимость я от не-я», «я без не-я пусто»). В «логицизме» Введенского априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются как
не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познании отводится логике, которая в отличие от психологии, выполняющей, по Введенскому, лишь описательные функции, – основной инструмент проверки научной состоятельности теорети
ческого знания. Вместе с тем логический закон противоречия, считал Введенский, при всей его важности не имеет абсолютного значения и для мышления только «нормативен» ввиду возможности мыслить противоречие. В качестве примера, подтверждающего такую возможность, Введенский ссылался на геометрию Н.И.Ло
бачевского. Объект естественно-научного исследования должен быть отнесен к «нашим представлениям о вещах». В конечном счете реальность бытия объектов такого рода устанавливает не наука, а метафизическая вера.
Введенский видел в метафизике как «морально обоснованной вере» необходимый элемент мирово
ззрения. Он допускал также возможность особого «метафизического органа познания» и реальность «мистического восприятия». Идеи Введенского нередко становились предметом философских дискуссий. С ним полемизировали Э.Л.Радлов, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, Н.Я.Грот, М.И.Каринский и другие русские мыслите