Популярные личности

Александр Ветелев

Протоиерей, российский богослов.
Категория:
Дата рождения:
1892-12-06
Место рождения:
посёлок Растяпино (ныне город Дзержинск Нижегородской области) , Россия
Дата смерти:
1976-06-28
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Биография

Краткая биография

Протоиерей, российский богослов.


Родился в семье диакона. Окончил Казанскую духовную академию в 1917 со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Н. И. Новиков (жизнь и мировоззрение)»), Высший социально-юридический институт в Севастополе в 1921, факультет русского языка Вечернего педагогического института в Москве в

1929.

Магистр богословия (1950, тема диссертации: «Гомилетика (курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества) для II курса академии»). Доктор богословия (1967, тема диссертации: «Божественная литургия (Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырско

й душепопечительности)»)..

До 1945 работал в системе народного образования. 10 марта 1945 рукоположен во иерея. С 1945 — доцент, в 1950—1957 и в 1965—1976 — профессор по кафедре гомилетики и нравственного богословия Московской духовной академии. Был одним из учёных, получивших высшее духовное обр

азование в дореволюционной академии и продолжавших её научные и учебные традиции в советское время. Говорил своим ученикам: «Преподаваемое воспринимайте больше сердцем, нежели умом. Будьте чутки и внимательны к людям, помогайте им, заботьтесь о них. Но самое главное — это дать рост семени святости,

заложенному в нас Господом. Первый шаг на пути к святости — это исполнение заповеди Божией о любви к ближнему».

В 1957—1965 служил на приходе в Москве. Был священником в Успенском храме Новодевичьего монастыря, в храме преподобного Пимена Великого, в Покровском храме, что на Лыщиковой горе, в Зна

менском храме у Рижского вокзала.

Митрополит Питирим (Нечаев) говорил о профессоре-протоиерее Александре Ветелеве: «Его богословие было не словом, а делом, не званием, а существом, не формой, а самой жизнью. Он пламенел и на наших занятиях, и в тех беседах, которые вёл со студентами до глубокой н

очи, не считаясь ни с силами, ни со временем. Когда бы кто ни пришёл к нему, он всегда принимал горячее, живое участие во всём том, что волнует студенческую душу. Его глубокая образованность, знание светских наук, любовь и проникновение в науку духовную, знание наследия отцов Церкви, человеческой ду

ши сделало его для нас подлинно учителем, учителем любящим, учителем примерным».

Епископ Сергий (Соколов) вспоминал о нём: «Часто, наблюдая за старцем-профессором, я не мог скрыть своего удивления его поступками. В отдельном кармашке его пальто всегда находились „рублики“, которые он щедро раздав

ал многим нищим, поджидавшим своего благодетеля у ворот и на аллеях Троице-Сергиевой Лавры. Однажды я попытался было убедить батюшку не подавать милостыню пьяному попрошайке, но в ответ услышал от отца Александра, что, прежде чем рассуждать подобным образом, нам полезно мысленно представить себя на

месте просящего, и тогда всякая нерешительность нас оставит, ибо сказано в Евангелии: „Просящему у тебя дай“. Следует подавать всегда, учил он, ибо нам не известны обстоятельства жизни просящего человека. И дело не в тех копейках, которые мы можем ему подать, а главное — во внимании к его беде. Поэт

ому непременно наше подаяние должно сопровождаться молитвой о несчастном, ибо то, что дарует ему Бог, несомненно значимее для него, чем наша милостыня».

Труды

Эммаусская вечеря // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 4..

Божественная литургия // Журнал Московской Патриархии. М., 1970. №

Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. № 10.

О грехопадении прародителей и его следствиях // Журнал Московской Патриархии. М., 1974. № 11.

Царство Божие // Богословские труды. М., 1975. № 14.

Основы христианской

нравственности [комментарий на заповеди блаженств: Мф. 5, 3-12] // Журнал Московской Патриархии. М., 1975. № 7.

Беседа о таинстве Покаяния // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. № 7.

Вера, надежда, любовь — основные христианские добродетели // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. № 11.



Поделиться: