Недавно в столицу приехал Александр Васильев. Историк моды, коллекционер. Вообще-то он живет в Париже, но сейчас он одержим идеей создания в Москве музея моды. Мы встретились с Александром на открытии его персональной выставки в Петровском пассаже и побеседовали о его коллекции женских платьев и фотографий 30-40-х годов, которую он впервые показывает в России.
Во время нашего разговора Александр улыбался, пил шампанское и показывал свою коллекцию. Говорить с ним о моде и ее истории можно часами. Он замечательный рассказчик. И дамский угодник. Во время нашей беседы к нему подошла дама с девушкой лет 25 и сказала: «Александр, познакомьтесь. Вот моя дочь». А Васильев ответил: «Мадам! Как, у вас уже есть дети?!»
Александр, судя по представленным на этой выставке вещам, вам нравится Голливуд?
– На самом деле вы хотите спросить, почему я показываю здесь моду и кино? Просто у меня пристрастие ко всему прекрасному. И, кстати, это только толика моей коллекции.
Самым уникальным платьем на этом стенде является зеленое платье. Этот туалет принадлежал русской диве Голливуда Ольге Баклановой, гордости Московского художественного театра, которая в 1925-м году убежала в США и осталась там. Бакланова, наша гордость, начала свою карьеру еще с немого кино, а потом продолжила в звуковом. Но в России очень не любили перебежчиков, поэтому и забыли нашу гордость. Поэтому мы остались без русских красавиц в Голливуде. А такие были: Алла Назимова, Ольга Бакланова, Анна Стен – только мы не хотим их замечать. Это жуткое наследие большевизма. Мы не желаем принимать тот факт, что дали кино очень много. А хотим выставить то, что не стоит мирового внимания. Звезды Голливуда стоят мирового внимания, а другие могут идти на склад истории.
А можно ли сейчас надеть эти платья?
– Только если его расставить. Мы увеличились в размерах: сегодня ходовой размер 41, а тогда был 35. Поэтому ни одна современная девушка не может влезть в платья, которые существовали в ту пору. Все изменилось. А еще мы разучились носить длинные платья. Сегодня девушка надевает длинное платье либо на выпускной вечер, либо свадьбу. И все!
А как отражалась голливудская мода на повседневности?
– Она диктовала канон красоты. Она говорила, что блондинки должны быть повсеместно. Она говорила, что женщины должны иметь выщипанные брови. Лицо, как у Греты Гарбо. Высокие славянские скулы. Это было обязательным в ту пору. И конечно же, походить на богиню. Вот, если хотите увидеть, как голливудская мода отразилась на повседневности, посмотрите на Ренату Литвинову. (Хитро улыбается). Вообще, мода ретроспективна. Она без конца возвращается в прошлое. И берет оттуда множество деталей. Во-первых, цвета. Лиловый, фиолетовый. Множество вышивок, множество пропорций. Завышенная талия. И эта уникальная выставка может помочь людям не только осуществить контакт с прошлым, но и увидеть себя в новом свете современности.
А есть ли у вас любимый экспонат в коллекции?
– (Задумался). Гардероб Любови Орловой не сохранился. Но мне удалось спасти гардероб Клары Лучко, Лидии Смирновой, Натальи Фатеевой. Актрис, с которыми я был лично знаком. Самым уникальным экспонатом является платье Лидии Смирновой. Племянница Лидочки передала мне большую часть гардероба. Среди этих вещей было это платье 30-х годов. Тоже с фонариками, тоже в этом же стиле. Тюлевое. Наверно, привезенное из-за границы, потому что на советскую работу совсем не похоже.
Расскажите, пожалуйста, об аксессуарах на этой выставке.
– Это уникальные аксессуары военного времени. Даже во время Второй мировой войны мода продолжала существовать. Сочетание черного с золотом было самым популярным в то время. Оно олицетворяло богатство времени. Черная замша с металлическими отделками позолоченных замков, обувь из золота, платформы с золотой кожей, покрытой гипюром, обувь и замша, отделанные золотой кожей, маленькие сумочки для макияжа – были типичными условностями 40-х годов. На мой взгляд, такое количество аксессуаров того времени, так изящно представленных, дает современным зрителям глубокое представление о стилистике той эпохи.
Кому они принадлежали?
– Ну конечно, богатым людям, которые не прятались в землянках, не жили на карточки. Вы знаете, ведь в любой войне есть те, кто страдает, а есть те, кто наживается на горе. И именно они могли ходить в рестораны, пить шампанское, покупать вещи на черном рынке. Это ужасно, но это так.
Какие страны представлены в вашей коллекции?
– Римские туфли, американские сумочки. И, конечно, Шанхай. До прихода коммунистов во главе с Мао Дзе Дуном Шанхай был очень элегантным и знаковым городом барокко, где были наркотики, проституция, дорогие магазины, модные дома. И это, конечно, передается в атмосфере этих вещей. В основном, эти вещи для ночных клубов.
Кто сейчас покупает дорогие наряды?
– Россия – главный потребитель мирового люкса: около 35% всех продаж приходится именно на нас. А все потому, что мы та нация, которая изобрела люкс, и идея роскоши – это русская идея. Она пришла из дома Романовых. Шампанское, меха, тройки, цыганы, бриллианты, жемчуга. Это мы изобрели, только большевики отняли у нас это знание роскоши. Зато теперь русские миллионерши покупают бриллианты по 30 карат и носят их с… джинсами. Ни в одной стране мира, кроме России, такого нет.
Скажите, а как вы собирали свою коллекцию?
– Это были аукционы, блошиные рынки, всевозможные обмены, дары. Это сложный процесс. Я занимаюсь коллекционированием 30 лет. У меня 10 тысяч предметов. Вы представляете, что я могу показывать в России? Я мечтаю открыть здесь музей моды. Пока меня никто не поддерживает. Но, надеюсь, когда-нибудь люди проснутся и поймут, что я ничего не отнимаю у России, а все пытаюсь вернуть. А мне все говорят: «Не надо, не возвращайте нам наши сокровища». Странные. Это так смешно, но в этом смехе весь курьез нашей страны.
К теме музея моды мы все время возвращались весь вечер. Васильев одержим этой идеей. Нашу беседу прервали две старушки. Они принесли маэстро фетровую зеленую шляпу. В дар. Шляпа хорошо сохранилась. Была сделана во Франции в 50-х годах. Когда дамы удалились, Александр сказал: «Вот так и собираю коллекцию».
Что, по-вашему, в ней самое интересное?
– На самом деле каждый экспонат чем-то уникален и интересен. Переживание от встречи с каждым предметом уникально. Это как встреча с женщиной. Я люблю не только обладать этими предметами, но описывать, фотографировать, с ними общаться. От них исходит энергия, харизма. Хочется мечтать. Думать об историях, которые связаны с этими предметами. Эти предметы жили. И теперь я хочу дать им новую жизнь.
Александр Александрович Васильев
Родился 8 декабря 1958 года в Москве в известной театральной семье. Отец Александр Васильев – народный художник России, мать, Татьяна Васильева-Гулевич – драматическая актриса, профессор.
В пять лет создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра.
Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Затем работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной. В 1982 году переехал в Париж, где сразу начал работать для французского театра Ронд Пуант на Елисейских полях, в студии оперы Бастилии и др.
С 1994 года читает лекции на четырех языках во многих колледжах и университетах мира в качестве приглашенного профессора по истории моды и сценического дизайна.
Вел передачу «Дуновение века» на телеканале «Культура». Автор книг «Красота в изгнании», «Русская мода.150 лет в фотографиях».