Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в начале 1920-х годов, окончательно оформившись на фоне официального курса на политически-выдержанную «тематическую картину».
ТЫШЛЕР, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1898–1980), русский художник (живописец и сценограф), один из основоположников «неофициального» русского авангарда середины 20 в. Родился в Мелитополе 14 (26) июля в семье предпринимателя. Посещал занятия в Киевском художественном училище (1912–1917), а также школу-сту
дию А.А.Экстер в Киеве (1917–1919) и мастерскую В.А.Фаворского в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921–1923). В годы революции и гражданской войны служил художником при штабе Красной Армии на Украине (1919–1920), оформлял политические празднества, агитпоезда и «окна
РОСТА». С 1921 жил преимущественно в Москве. Примыкал к созданной К.Н.Редько группе «Электроорганизм» (1922), был одним из членов-основателей «Общества художников-станковистов» (ОСТ; с 1925).
Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в
начале 1920-х годов, окончательно оформившись на фоне официального курса на политически-выдержанную «тематическую картину». Избирая такого рода «проходную тему», он насыщал ее вольной поэтической фантазией, рождающей у зрителя достаточно дерзкие ассоциации. Так, застенок в его Сакко и Ванцетти (192
7, Третьяковская галерея, Москва) достаточно поэтически-остранен, чтобы восприниматься универсально, в применении к любому, отнюдь не только «империалистически»-американскому, политическому насилию. Картины мастера слагались в большие многолетние серии (Гражданская война, 1922–1955; Махновщина, 1922
–1965; Соседи моего детства, 1930–1968; Цыгане, 1931–1964; и др.), в которых встает образ феерически-пестрого по колориту «мира-театра», где-то абсурдно-зловещего, а где-то, напротив, согретого стоической верой во внутренне-освобождающую миссию искусства. Испытывая все большие экспозиционные затрудн
ения, мастер нашел творческий выход в искусстве сценографии, создав целый ряд шедевров, среди которых наиболее известно оформление шекспировского Короля Лира для Московского еврейского театра С.М.Михоэлса (1935).
Более поздние живописные серии Тышлера по-прежнему острогротескны (подобно Фашизму,
1966–1968), но в целом скорее лирически-созерцательны (Кариатиды, 1964; Кукольный театр, 1964–1967). Главной героиней все чаще выступает таинственная «богиня земли» – юная дама, несущая символы природы и культуры в виде фантастического головного убора. Художник как бы создает пластический «театр дл