Александр Свияш – писатель, психолог, создатель уникальной методики взаимодействия человека с окружающим миром, автор более десяти бестселлеров, изданных в России и за рубежом, тираж которых уже превысил 5 миллионов. Свияш считает, что успех возможен лишь тогда, когда человек становится сценаристом собственной жизни, а не исполнителем написанной судьбой роли.
– Александр Григорьевич, вы сами в театр часто ходите?
– Нет. Все дело в том, что театра мне хватает в профессиональной практике, во время общения с клиентами. Такие бывают «пьесы из жизни» – это сказка! А от спектаклей я не могу получать удовольствие, потому что в зрительном зале у меня включается профессиональный анализатор – я персонажей пьесы автоматически рассматриваю как своих клиентов и ищу способы решения их проблем. Хороший спектакль обязан иметь четкий, напряженный конфликт, а я по работе такие конфликты постоянно разрешаю..
– Современный человек подвержен эмоциональным стрессам и порой не знает, как найти выход из создавшегося положения. Вы в этом помогаете?
– Людей захлестывают эмоциональные крайности, котор
ые мешают жить. Крайности загоняют людей в угол, принуждают играть всего одну роль, которой они и сами не рады. А надо стараться быть «самому себе режиссером».
– Значит, известная формула «Весь мир – театр» вам подходит?
– Она близка по смыслу, но в данном случае цель иная. Стать артистом в театре для многих может показаться привлекательным. А вот как насчет клоуна в цирке, когда каждый кривляется на арене по-своему? Причем, чем больше эмоций и азарта человек проявляет в повседневной жизни, негодуя или поучая окружающих, обижаясь или ввязываясь в конфликты, тем выше его профессиональный уровень как клоуна. Хотя на арене есть не только клоуны, но и иллюзионисты . Здесь можно встретить силовиков, которые идут напролом и добив
ются всего силой, пока им не встретится кто-то покруче. Есть жонглеры, укротители, борцы, спортсмены и так далее. В общем, вся эмоциональная жизнь протекает на арене. Самое интересное, что подавляющее большинство людей с упоением играют свою роль в цирке жизни, не имея перед собой никакой реальной цели! Собственно, само участие в этом клоунском процессе для многих и есть их жизнь. И они даже не могут себе представить, что можно существовать как-то иначе! Мы учим видеть то, что написано на вашем клоунском колпаке. Пришла, например, к нам женщина (толковая, с хорошим образованием и способностями) и жалуется – много, мол, могла бы совершить, да лень замучила… Вместе поколдовали и придумали ей надпись на колпаке «Пролежень с амбициями
». Все, ей смешно! А раз смешно, блокировка целей снята, человек свободен. Осознание таких ярлыков помогает обесценить трагические переживания, а, следовательно, ослабить их или вовсе от них избавиться.Очень полезно выйти с арены, сесть на зрительские трибуны и со стороны наблюдать за происходящим, не включаясь в представление. Такая позиция позволяет не «зацепляться» ни за какие, прежде очень значимые для вас ценности, – вы всего лишь наблюдатель. Но если вы сочтете нужным поучаствовать в каком-то «представлении» (любовь, должностной рост, большая зарплата и т.п.), вы можете смело спуститься на арену и добиваться своей цели. А затем возвращайтесь на трибуны. Но не позволяйте никому принудительно включать вас в состав какого-то пр
дставления!
– То есть вы выводите людей из тех ролей, которые им кем-то навязаны?
– Без роли жить невозможно. Но мы пытаемся научить осознанно выбирать те роли, которые вы будете играть в жизни. Постараться не драматизировать ситуации, относиться позитивно ко всем происходящим событиям, потому что вы являетесь их источником. Вот это последнее очень важно понять.
– Получается, что вы людям «повышаете квалификацию» – от шута к многогранному артисту?
– Получается, что так. Многогранный артист – это человек, который успешен в своих действиях, потому что он оптимален в той роли, которую осознанно выбирает. И тогда с ребенком он –добрый, любящий отец, на работе он – активный сотрудник, в личной жизни он – настоящий мужчина