Стронин (Александр Иванович, 1827 - 1889) - социолог; сын крепостного князей Юсуповых.
Стронин (Александр Иванович, 1827 - 1889) - социолог; сын крепостного князей Юсуповых ; получил образование на историко-филологическом факультете Киевского университета, был учителем гимназии в Нежине и Полтаве, принимал деятельное участие в устройстве полтавской женской гимназии, которая вначале бы
ла основана на исключительно даровом труде преподавателей. Высланный в начале 60-х гг. в Шенкурск, Стронин написал там первое свое сочинение "История и метод", а по возвращении в Петербург издал второе "Политика как наука" (Санкт-Петербург, 1872). Был последовательно присяжным поверенным в Санкт-Пет
ербурге, мировым судьей в Витебской губернии, председателем съезда мировых судей в Царстве Польском, юрисконсультом министерства путей сообщения и, наконец, членом совета министра. Кроме вышеуказанных сочинений Стронин написал "Историю общественности" (1886) и для народного чтения, под псевдонимом "
Иванов", "Природа и люди. Рассказы о земле и о небе" (6 изд., Санкт-Петербург, 1896). Стронин придерживается механической теории общества. По его взгляду, строение общества есть чисто пирамидальное: для удобнейшего рассечения пробегаемой среды по закону механики требуется, чтобы тело было обращено в
сторону движения наименьшей своей поверхностью, а для сообщения телу наименьшей или наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иной фигуры, кроме пирамидальной. С другой стороны, без широкого и неподвижного основания внизу нет, по законам физики, устойчивости предмета. Рассмотрев в подробн
ости вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, Стронин находит, что горизонтальное строение есть круговое; он даже чертит схему этого всеобщего механизма, к которой, кроме геометрического соображения, ведет и физическое, так как перемещение центра тяжести на периферию гро
зит нарушением равновесия. Географический механизм совершенно гармонирует с историческим. Стронин строит круговую теорию общества, по которой одна и та же особь может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, го