Гвардии старший лейтенант А. А. Шокуров совершил 460 боевых вылетов, провёл 88 воздушных боёв, лично сбил 18 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 17 Ноября 1920 года в городе Барнауле, ныне Алтайского края, в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы. Работал слесарем паровозного депо на станции Тайга Кемеровской области, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Особенно отличился летом и осенью 1944 года, в боях за освобождение Украины и Польши.
К Маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 156-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант А. А. Шокуров совершил 460 боевых вылетов, провёл 88 воздушных боёв, лично сбил 18 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в Войсках ПВО. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Гвардии полковник А. А. Шокуров - в запасе. Последние годы жил в Челябинске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями.
* * *
- Сокол, прикрой, атакую ! - передал Гвардии лейтенант Александр Шокуров своему ведомому Михаилу Кузнецову. Сам же, стремительно устремился к "Фокке - Вульфу", сблизился с ним и меткой очередью сбил машину врага.
Шокуров осмотрел воздушное пространство, кинул взгляд вниз. На зелёном фоне поля, где - то между Золочёвом и Бродами, ходили наши "Илы", штурмуя оборону противника. А в голубом небе в стремительной карусели носились истребители. Четыре "Яка" дрались с десяткой FW-190.
Вслед за первым загоревшимся "Фоккером" пошёл в отвесное пике второй, подбитый Кузнецовым. Шокуров снова смелым маневром приблизился к FW-190 и точной очередью отрубил ему хвостовое оперение. Командуя звеном, он видел, как смело лётчики второй пары "Яков" атаковали самолёты противника.
Выйдя из очередной атаки, Александр не обнаружил возле себя ведомого. "Где же Миша ?" - встревожился он и вдруг заметил, что горящий самолёт Михаила идёт к земле. Шокуров мгновенно спикировал. Внезапным ударом отогнал врага, который шёл вслед за горящим "Яком", намереваясь расстрелять лётчика, как только тот выбросится с парашютом. И дейстрвительно, в это время парашютист отделился от машины. Но теперь он был в безопасности. Кружась над Кузнецовым, Шокуров спасает его от неприятельского огня. А затем сам отбился от 6 вражеских истребителей и благополучно вернулся на свой аэродром...
Летом - осенью 1944 года командир 2-й эскадрильи 156-го Гвардейского авиационного полка Александр Шокуров сражался в небе Украины и Польши на самолёте Як-1Б с бортовым номером "38". На передней части капота его "Яка" красовалось красное сердце в белой окантовке.
463 успешных боевых вылета совершил в Отечественную войну Александр Шокуров. Он провёл 88 воздушных боёв, сбил 18 немецких самолётов лично и 4 в группе с товарищами ( по другим источникам имел 19 личных побед и 1 групповую победу ). Такой боевой счёт дал право Гвардейцу Александру Алексеевичу Шокурову на звание Героя Советского Союза.
В послевоенное время Гвардии полковник А. А. Шокуров продолжил службу в авиации ПВО, охраняя мирное небо нашей страны...
* * *
Истребитель Як-1 из состава 247-го истребительного авиационного полка, закреплённый за командиром части Подполковником Я. Н. Кутихиным. В период лета - осени 1943 года на этой машине совершали боевые вылеты и сбивали немецкие самолёты многие лётчики полка, в том числе Капитан Николай Васильевич Смагин ( 10 личных и 2 групповые победы ), Лейтенант Александр Алексеевич Шокуров, Младший лейтенант Анатолий Фёдорович Шаманский ( 18 личных и 1 групповая победы ), Младший лейтенант Николай Анисимович Сметана ( 6 личных побед ), Младший лейтенант Геннадий Иванович Гриневич ( 8 личных и 2 групповые победы ) и конечно сам Подполковник Яков Назарович Кутихин ( 8 личных и 4 групповые победы ).
* * *
Летом 1942 года лётчики 247-го ИАП отважно сражались в небе Крыма. Вот что пишет в своих воспоминаниях известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов в книге "Под нами - Чёрное море":
"К лету 1942 года произошли коренные изменения на Крымском фронте. Враг, перейдя в наступление, 18 Мая ворвался в Керч, а на следующий день полностью овладел и Керченским полуостровом. Севастопольцы остались в Крыму одни... В условиях нарастающей активности авиации противника увеличилась и напряжённость в работе нашей истребительной авиации. Всё ощутимее стали потери, а пополнение поступало лишь периодически, причём одновременно не более эскадрильи.
28 Мая я получил задание в ночь на 29-е вылететь на гидросамолёте в Геленджик и на следующий день привести из Анапы на Херсонес 247-й истребительный авиаполк из состава 5-й Воздушной армии. Можно представить нашу радость: получаем целый полк, да ещё и на современных истребителях ! Но, как потом выяснилось, в полку - то насчитывалось всего 10 Як-1, причём ни один лётчик никогда не летал над морем и не участвовал в боях над ним. Когда я объявил в полку маршрут их перелёта, некоторые пилоты заметно "скисли". Вот тут - то и выручил командир, слово и пример которого всегда имеют в авиации особое значение.
Майор Я. Н. Кутихин подбодрил подчинённых, сказав, что полёты над морем доверяют только мужественным и надёжным пилотам и таким доверием нужно гордиться.
- Я сам поведу вас вслед за лидером, - заявил он, как бы ставя точку в разговоре. И возникшее было у лётчиков напряжение словно растаяло. Забегая вперёд, хотелось бы добавить, что командир полка был неразлучен со своими лётчиками почти до самого конца обороны Севастополя и очень многое сделал для того, чтобы его подчинённые быстро вошли в боевой строй. Воевали они хорошо...
К утру 25 Июля 1942 года в 3-й особой авиагруппе ВВС Черноморского флота осталось всего 32 исправных самолёта разных типов. Поэтому было решено весь личный состав 6-го Гвардейского, 247-го истребительных авиационных полков и некоторых эскадрилий отправить на Кавказ. Оставшиеся самолёты были переданы 9-му полку, а 4 машины Як-1 достались 45-му ИАП.
Войска Севастопольского оборонительного района и авиаторы - черноморцы остались навсегда благодарны воинам 247-го и 45-го истребительных авиационных полков 5-й Воздушной армии, которые оказали им помощь в тяжёлое время. Первый из них сбил в воздушных боях 10, а второй - 25 самолётов противника. Почти все лётчики этих полков, воевавшие в составе 3-й особой авиагруппы, награждены боевыми орденами".