Гвардии капитан А. П. Шишкин совершил 132 боевых вылета, в 67 воздушных боях сбил 14 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 12 Февраля 1917 года в посёлке Верхняя Санарка Пермской губернии ( ныне Пластовского горсовета Челябинской области), в семье крестьянина. Окончил 3 курса педагогического техникума в городе Миасс, работал учителем, занимался в аэроклубе. С 1936 года в Красной Армии. Получив направление в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов им. тов. Мясникова, окончил её в 1938 году. Служил лётчиком - инструктором, позднее командиром звена.
С Июня 1942 года в действующей армии. К Августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 3-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт ) Гвардии капитан А. П. Шишкин совершил 132 боевых вылета, в 67 воздушных боях сбил 14 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В Ноябре 1944 года Гвардии подполковник А. П. Шишкин назначен командиром 63-го Гвардейского Виленского ордена Кутузова истребительного авиационного полка. Всего выполнил около 250 боевых вылетов, лично сбил 20 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. 21 Июля 1949 года Полковник А. П. Шишкин погиб в при выполнении тренировочного полёта. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, медалями. Похоронен в посёлке Кубинка Московской области. Именем Героя названа школа, где он учился. В городе Пласт установлен бюст.
* * *
Свою боевую деятельность Александр Шишкин начал в Июне 1942 года в составе 434-го истребительного авиаполка ( позднее ставшего 32-м ГвИАП ) на Сталинградском направлении. Там же открыл счёт своих побед.
Так, 22 Сентября 1942 года шестёрка истребителей во главе с Капитаном И. И. Избинским перехватила группу вражеских бомбардировщиков на подходе к линии фронта и заставила их сбросить бомбы на свои войска. В непродолжительной, но жаркой схватке противник потерял 3 самолёта. Их сбили Н. Карначёнок, М. Гарам и А. Шишкин.
В небе Сталинграда лётчики полка каждодневно умножали свою славу меткими ударами по врагу. За короткий срок ( к середине Декабря 1942 года ) молодой лётчик Лейтенант А. П. Шишкин сбил 6 самолётов, причем в одном бою, будучи раненным, уничтожил 2 самолёта, а остальных вынудил покинуть поле боя. С начала 1943 года сражался на Северо - Западном фронте.
6 Января 1943 года лётчики 32-го ГвИАП вели напряжённые бои в районе населённого пункта Сахны, озера Искусственное и станции Чернозём и уничтожили 17 вражеских самолётов. Среди прочих героев этого дня был и Александр Шишкин. Ещё одна победа была одержана им 21 Февраля 1943 года.
27 Февраля 1943 года войска 34-й армии, преследуя отходящего противника, овладели главным опорным пунктом вражеской группировки - городом Демянск. В течение дня напряжённые бои шли на земле и в воздухе. Истребители были заняты привычной работой - сопровождали штурмовиков до цели и обратно, прикрывали районы их боевых действий. Напряжение в этот день было очень высоким. Большинство лётчиков сделало по 5 - 6 боевых вылетов. В 8 воздушных боях лётчиками 1-го ИАК было уничтожено 14 вражеских самолётов, один из которых записал на свой личный счёт Лейтенант А. П. Шишкин.
Весной 1943 года лётчики 32-го ГвИАП прикрывали наступающие части Северо - Западного фронта. 15 Марта разгорелся бой над переправами через реку Ловать. Восьмёрка Як-1 под командованием командира эскадрильи Героя Советского Союза Гвардии Капитана С. Ф. Долгушина завязала схватку с 14 истребителями противника Ме-109. Немецкие лётчики, надеясь на своё численное превосходство, рассчитывали на лёгкую победу. Однако комэск Долгушин организовал бой так, что врагу не удалось использовать своё превосходство. Сбив 3 неприятельских самолёта, наша группа потерь не имела. Победителями в этой схватке оказались Капитан С. Ф. Долгушин, Старший лейтенант В. А. Орехов и Лейтенант А. П. Шишкин.
Спустя год, с начала боевой деятельности, на счету замкомэска 32-го ГвИАП Гвардии капитана А. Шишкина числилось 14 самолётов, сбитых в 132 боевых вылетах и 67 воздушных боях, проведённых на Як-1, Як-7Б и Ла-5. В одной из служебных характеристик он отмечался как "мастер организации внезапных атак в составе небольших групп истребителей".
...В Январе 1944 года враг предпринял отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало до 40 наших истребителей. Здесь, на подступах к Витебску, в начале 1944 года нашла широкое применение имевшаяся в 1-м ГвИАК радиолокационная станция "Редут". Она стала уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.
8 Января одна из станций обнаружила приближение к линии фронта группы самолётов врага. Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник В. П. Ухов немедленно дал сигнал на вылет дежурной группы. Восьмёрка Ла-5 из 32-го ГвИАП во главе с Героем Советского Союза Гвардии майором И. М. Холодовым быстро взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке вражеских самолётов, Холодов сумел набрать большую высоту и незаметно атаковать неприятеля. Завязался скоротечный бой, в результате которого нашими лётчиками было сбито 4 вражеских самолёта. Два Ju-87 сбил Холодов, ещё по одному "Юнкерсу" сбили Герои Советского Союза А. С. Макаров и А. П. Шишкин ( это была его 15-я победа ).
В конце Февраля - начале Марта 1944 года немецкая авиация заметно повысила свою активность. Лётчики 32-го ГвИАП по нескольку раз в день вылетали на боевые задания. В один из дней шестёрка Ла-5 Гвардии майора А. П. Шишкина перехватила группу бомбардировщиков противника. В результате внезапной атаки 3 "Юнкерса" были сбиты, а остальные ушли так и не выполнив своей цели.
До 5 Сентября 1944 года полки 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ( 1-й ГвИАК ) вели разведку отходящего противника и сопровождение штурмовиков. Противодействия со стороны истребителей противника почти не было. В начале Сентября 1944 года полки перебазировались в район города Ионишкис, для ведения боевой работы на Рижском направлении.
Активная боевая работа началась 14 Сентября. В течение дня лётчики 63-го ГвИАП ( в составе которого теперь сражался Александр Шишкин ), прикрывали боевые порядки З-го механизированного корпуса в районе Бауска, Текава, Огре. Немцы оказывали сильное сопротивление на земле и в воздухе.
День 15 Сентября ознаменовался массовыми боями с авиацией противника. Почти каждый вылет сопровождался воздушными схватками. В одном из вылетов группа из 8 Ла-7 под командованием Гвардии майора А. П. Шишкина в районе прикрытия встретила 12 FW-190. Бой протекал на высотах от 3000 метров и ниже. В результате противник потерял 5 самолётов ( один из них на счету Шишкина ), а наша группа без потери вернулась на свой аэродром.
17 Сентября восьмёрка "Лавочкиных", ведомая А. П. Шишкиным, вступила в схватку с 9 FW-190, намеревавшимися бомбить боевые порядки наших войск. Наши лётчики рассеяли "Фоккеров" и двух из них сбили.
18 Ноября 1944 года Гвардии подполковник А. П. Шишкин был назначен командиром 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка. К концу войны он совершил около 250 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника.
После окончания Великой Отечественной войны 63-й Гвардейский Виленский ордена Кутузова 3-й степени истребительный авиационный полк под руководством Александра Павловича Шишкина приступил к обычной в мирное время учебно - боевой подготовке. Лётчики совершенствовали свои боевые навыки, обучали лётному мастерству молодое пополнение и вместе с техническим составом изучали новое оборудование и авиационную технику. В Марте 1948 года Гвардии подполковник А. П. Шишкин принял под командование 196-й истребительный авиационный полк на аэродроме Волосово.
В Марте 1949 года на аэродроме Кубинка началась подготовка двух десятков новых реактивных истребителей Ла-15 для участия в Первомайском параде. Вести их должны были лётчики 196-го ИАП. Поскольку самолёт Ла-15 официально ещё не был принят на вооружение ВВС, то командиру полка Полковнику А. П. Шишкину была поставлена задача: одновременно с подготовкой к параду группе лётчиков совместно с лётчиками МАП и НИИ ВВС провести войсковые и государственные испытания нового истребителя.
После Первомайского парада 196-й ИАП начал подготовку к показательным полётам на предстоящем праздновании Дня Воздушного Флота СССР. Но 21 Июля 1949 года Полковник А. П. Шишкин погиб при выполнении тренировочного полёта. Вспоминает известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Е. Г. Пепеляев, бывший в ту пору заместителем командира 196-го ИАП:
"В Июне 1949 года при выполнении пилотажа в зоне на Ла-15 погиб лётчик Старший лейтенант Загорец, а в конце месяца командир 169-го ИАП Герой Советского Союза Полковник Александр Павлович Шишкин. Требовательный жёсткий командир, он, с моей точки зрения, иногда был груб и резок с подчинёнными. Это был, безусловно, энергичный и деловой человек, на первом плане у него всегда была служба и работа.
Был он небольшого роста, очень подвижен и быстр в решениях и действиях. Во многом стремился подражать своему командующему В. И. Сталину, с которым связывала его долгая служба и боевая дружба: с ним он прошёл почти всю войну. С друзьями и товарищами Шишкин был дружелюбен и общителен, но, казалось, для него не существует жизнь вне аэродрома. Он очень любил футбол, был болельщиком, организатором и шефом полковой футбольной команды. Главное же, Александр Павлович очень любил летать. 21 Июля, выполняя пилотаж в зоне на самолёте Ла-15, А. П. Шишкин попал в штопор. Вывести машину из штопора лётчик не сумел. На высоте 200 - 300 метров он катапультировался, но парашют наполниться воздухом не успел...
Техника вывода реактивного самолёта Ла-15 со стреловидным крылом намного отличалась от техники вывода из штопора истребителей с поршневыми моторами. Инструкции по выводу самолёта из штопора ещё не было, и Полковник А. П. Шишкин погиб, не разобравшись в том, как нужно правильно выводить самолёт Ла-15 из штопора. Уверенно пишу об этом, поскольку за несколько дней до катастрофы мы спорили с ним по этому предмету".
После двух катастроф самолёта Ла-15 в 196-м полку командующий ВВС Московского военного округа В. И. Сталин полёты на Ла-15 запретил, а все имеющиеся машины были переданы в части ПВО страны...