О стилисте Александре Шевчуке широкая публика знает немного. Да, стилист Аллы Пугачевой, да, работал с Гурченко, Долиной, Земфирой. Но то, что он создавал образ Нине Ананиашвили, придумал грим в спектакле «Пигмалион» театра «Современник», мало кто знает.
Впрочем, Шевчук и не стремится к широкой известности:
– Я не такой человек, чтобы заниматься собственным пиаром: живу по своим правилам, а не по правилам шоу-бизнеса. Но не могу сказать, что занимаюсь чистым искусством, потому что, как и все, зарабатываю деньги. Но зарабатываю так, чтобы мне не было стыдно.
При этом Александру безразличны оценки окружающих:
– Неважно, что кто-то скажет: «Как это красиво!», нужно, чтобы мне самому нравился результат. И при этом я не назову ни одной своей работы, которой я сам был бы доволен на сто процентов.
Возможно, что именно эта педантичность и неуспокоенность помогли стилисту найти оригинальный ход в работе с балериной Ниной Ананиашвили:
–Я делал с ней спектакль «Сны о Японии». И все никак не мог придумать, как же мне за антракт полностью поменять грим – было необходимо смыть лицо и сделать его заново. И тут меня осенило: я сделал маски из ткани, положил грим прямо на ткань, и артисту осталось лишь надеть этот грим и идти на сцену. При этом я скрупулезно проверял – будет ли в них удобно работать. Это обязательное условие любой моей работы, я прежде всего думаю о человеке – о его личности, о его образе и, конечно, о его комфорте как для сцены или экрана, так и для повседневности.
Конечно, создание образа в театре и в жизни – это разные вещи: в театре создается образ, который видит зритель. Именно поэтому в театре должно быть все очень сделано, прорисовано и продумано до малейшего штриха. А вот в жизни я очень не люблю театральность и показуху.
Сейчас Шевчук редко выбирается в театр из-за того, что его совершенно не затрагивают темы современной драматургии:
– Театр изменился: все стало очень конъюнктурным, на потребу, на злобу дня. Меня же волнуют темы духовные, глобальные! Наверняка каждый режиссер хочет донести зрителю какой-то «месседж», но дело-то в том, что я люблю все фундаментальное, а не малобюджетные истории. Я не человек чернухи: люблю красивую жизнь, красивую картину. И повторю – картину, написанную качественно.
Работа стилиста и работа художника – в чем-то схожи, признается Александр:
– Приходится рисовать красками на лице и на волосах, подбирать одежду по цветам, руководствуясь азами, которые закладывались в художественной школе. Но дело в том, что настоящее искусство не терпит сиюминутности. Шевчук знает, как стать хорошим стилистом. Учиться, учиться и учиться:
– Начнем с того, нужно ли это самому человеку, или он просто «ведется» на моду. Если же он и вправду хочет посвятить этой профессии свою жизнь, то ему надо пойти учиться в профессиональную школу. Главное, чтобы человек был готов к этой работе – очень непростой, уверяю вас. У меня было много школ, и в ближайшее время я надеюсь открыть новую.
Первый шаг к личному стилю по Шевчуку прост. Проявить свою индивидуальность, свою красоту можно, подойдя к зеркалу:
– Посмотреть на себя, сказать: «Какая красота! Лучше меня нет никого на свете!» – и жить дальше. Я мог бы сказать, что нужно идти к специалисту, но порой человек сам лучше сделает себя, чем хваленый стилист. Поймите, красивы абсолютно все люди, потому что их создает природа, а природа не может создавать уродов. Запомните, то, что вас в себе не устраивает – длинный нос или большие уши – это не уродство, а индивидуальность! Красота – понятие субъективное: кто-то без ума от Анджелины Джоли, а я не считаю ее красивой. Кому-то не нравится Скарлет Йохансон, а я считаю ее очень красивой. На мой взгляд, природа, создавая Милу Йовович, вложила в ее внешность все самое лучшее, а кому-то она может не нравиться.
Маэстро уверен, что главное – не бояться искать свое. Для него все глянцевые «советчики девушек» на одно лицо:
– Одинаковая информация, одинаковые фотографы, одинаковые персонажи, одинаковые стилисты. Может быть, кому-то интересно узнать о новых веяниях в моде, а мне – не интересно. Я с интересом жду выхода в свет фильма «Глянец» Кончаловского. Он видел всякую жизнь: и американскую, и европейскую, и русскую, и понтовую, и по-настоящему светскую. Мне кажется, он сделает хорошее кино.
Когда я еще ездил в метро, я смотрел на окружающих и думал: «Какие красивые лица, вот перекрасить бы им волосы, выщипать брови, сделать пилинг».У нас очень красивая нация – посмотрите, сколько на подиумах русских моделей. Но в обществе у нас не принято ухаживать за собой, в результате женщины могут ходить с корнями по 15 см, и это считается нормальным. Надеюсь, что очень скоро ситуация изменится. И одна из главных сторон моей работы – делать людей ухоженными. Это мое призвание.