В 1997 году Александр Самойленко был принят в труппу Театра им. К.С. Станиславского. На этой сцене актер блестяще сыграл в шекспировских пьесах «Двенадцатая ночь» (сэр Тоби) и «Укрощение строптивой» (Баптиста), а также в постановках: «Предательство», «Семь святых из деревни Брюхо» (комиссар), «Хлестаков» (городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский).
Александр Самойленко родился в Узбекистане. Его предки попали в Среднюю Азию разными путями. Прадед и прабабушка по отцовской линии перебрались туда еще до революции. Прадед был личным стременным губернатора Средней Азии, брата императора Николая II. А бабушка была у него главной поварихой. Мамины же родители были в свое время раскулачены и сосланы в Сибирь, а уже оттуда они бежали в Узбекистан.
Отец Александра Самойленко профессор, доктор наук посвятил свою жизнь гидробиологии. В Средней Азии эту профессию очень уважали. Мама работала учительницей. Семья была обеспеченной, благополучной. Вот в таких условиях и рос Александр.
На Востоке всегда царил культ семьи, уважения к родителям. Это отразилось и на воспитании Александра. Он и в актеры то подался, испросив разрешения у родителей. Мама была против, а отец дал шанс. С его благословения Александр отправился в Москву и с первого раза поступил в ВТУ имени Щукина.
Будучи студентом Александр Самойленко дебютировал на киноэкране ролью в фильме Александра Панкратова «Проделки в старинном духе». Затем последовала работа в знаменитой драме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». Молодой актер сыграл крохотную роль Саши, который шантажировал в лесу главного героя картины Филимонова.
В 1988 году Александр окончил Щукинской училище. В 1990 он снялся в фильме ужасов «Семья вурдалаков» в роли сотрудника редакции, а затем на много лет ушел из профессии…
До того, как заняться бизнесом, Александр Самойленко два года проработал администратора театра Вахтангова. Но это род деятельности оказался ему не интересен.
В ресторанный бизнес Александра вовлек Максим Суханов. Все началось с того, что в начале девяностых ресторан «Прага» отказался обслуживать буфет театра Вахтангова. И тогда Суханов с Самойленко открыли в здании театра клуб «Маяк». Заведение действовало как закрытый клуб, где после спектаклей собирались актеры и их друзья. Параллельно Самойленко и Суханов открыли буфет в Центральном детском театре.
Еще одним проектом Самойленко и Суханова стал ресторан «Лабарданс», расположенный в здании Театра им. Маяковского. В свое время друзья планировали открыть артистический центр. Александр Самойленко рассказывает: «На первом этаже хотели сделать кафе, второй же и третий этаж должны были стать чисто театральными, где висели бы театральные костюмы, лежали подарки театру и актерам. Идея не прошла: кто-то открыл здесь ресторан, который очень скоро благополучно скончался. И нас буквально умолили взять и хоть как-то поднять это
т ресторан. Мы его переделали под театральное заведение, получилось уютно».
Сегодня ресторанный бизнес в среде известных людей – вполне распространенное явление. В начале 90-х все это было в новинку, так что погоней за модой это никак не назовешь. Александру Самойленко, с детства умевшему готовить, такая деятельность пришлась по душе. С Сухановым они открыли целую сень ресторанов и буфетов, пользующихся большим успехом у посетителей.
Бывало всякое. Александр Самойленко вспоминает, как одна дама однажды на его замечание бросила: «А ты вообще молчи, буфетчик». Он же не обиделся, а взял ее слова на вооружение, и впоследствии часто называл себя буфетчиком.
В рамках своего бизнеса друзья неоднократно занимались благотворительностью. Они делали подарки детям актеров на Новый год, оплачивали печальные мероприятия – поминки, в Щукинском училище бесплатно кормили студентов, а в «Маяковке» - малоимущих людей, что работают в театре. Сам Самойленко считает это вполне обычным явлением. «Если можешь помочь, помоги», - говорит он.
В 1997 году Александр Самойленко был принят в труппу Театра им. К.С. Станиславского. На этой сцене актер блестяще сыграл в шекспировских пьесах «Двенадцатая ночь» (сэр Тоби) и «Укрощение строптивой» (Баптиста), а также в постановках: «Предательство», «Семь святых из деревни Брюхо» (комиссар), «Хлестаков» (городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский).
В начале нового века состоялось возвращение Александра Самойленко и на киноэкран. Крестным отцом этого возвращения стал Дмитрий Харатьян, который любил наведываться в качестве зрителя в театр имени Станиславского и однажды приметил колоритного актера. Харатьян предложил Самойленко роль в популярном криминальном сериале «Маросейка-12». В том же году актер снялся в еще одном популярном телепроекте - мистическом сериале «Темная комната» (фильм «Гипноз-2001»).
Первый заметный успех актеру принесла картина «Олигарх» (2002), где его героем стал Муса, сподвижник бизнесмена Платона Маковского, роль которого исполнил Владимир Машков. Популярности актера способствовало и его участие в знаменитом блокбастере «Ночной Дозор». Причем поначалу Александр Самойленко не хотел сниматься в картине и согласился, лишь узнав, что режиссером в ней его старый знакомый Тимур Бекмамбетов. В этой ленте (а затем и в продолжении фильма - «Дневном дозоре») Самойленко предстал в образе мага-перевертыша Ильи-Медведя.
В период с 2004 по 2007 год Александром Самойленко было сыграно немало заметных ролей, среди которых: Дима в с
ериале «Узкий мост», Саша Самохин в комедийной мелодраме «Посылка с Марса», Гарик в сериале «Две судьбы-2», Мордан в приключенческой ленте «1612: Хроники Смутного времени», Илья Медовников в «Бухте страха». Впрочем, слово «игра» плохо подходит для актера: он настолько хорошо вживается в свои роли, что этой самой «игры» абсолютно не видно. Привлекают зрителей его неизменно обаятельная улыбка, естественность поведения.
Вот таким обаятельным, добродушным, немного забавным Александр Самойленко и предстал в ставшем суперпопулярным сериале «Папины дочки». Его доктор Антонов – настоящий покоритель женских сердец. Причем не только на экране. Актер благодаря своей харизме покорил миллионы зрительниц. Когда Александра Самойленко спрашивают, что у него общего с его экранным персонажем, он скромно замечает: «Не могу назвать себя таким уж ловеласом. Но любовь к слабому полу - наша общая черта с доктором Антоновым!» (наверное, не случайно Самойленко был не раз женат).
Съемки в сериале «Папины дочки», затянувшемся на несколько лет, не помешали Самойленко успешно сниматься и в других лентах. Так в сериале «Синие ночи» он сыграл музрука Аристарха Владимировича, в сериале «Короли игры» - агента «Команды Притворщиков» Степана Лосева, в романтической комедии «Всё могут короли» - редактора газеты Антона Павловича, в картине «Сердце капитана Немова» - адвоката Игоря Ивановича Сиверса.
В середине первого десятилетия 2000-х Александр Самойленко попробовал себя на режиссерском поприще, поставив приключенческую комедию «Роман ужасов» (2005, другое название – «Первый блин») и мелодраму «Будем на ты» (2006). Помимо того, создав собственную компанию, Александр Валерьянович занялся продюсированием. Под его началом вышли фильмы: «Посылка с Марса», «След саламандры», «Заложники» и др. Сам Самойленко признается: «Я люблю контролировать съемочный процесс и буду на площадке каждый день. Мне кажется, если меня нет, то и съемок нет. Я люблю ощущать весь процесс. Но никогда не лезу в режиссуру, если сделал выбор – пригласил режиссера, зачем ему мои «тиски»? Но если понадобится совет актеру, я его дам…»
Помимо работы в кино, Александр Самойленко работает в Театре Станиславского. Актер принимал участие в постановках Театра на Малой Бронной, Театра наций и Театра имени Моссовета. На радио «Сити-FM» ведет программу «Парилка с Самойленко». В 2009 – 2010 годах принимал участие в телешоу «Подари себе жизнь» и «Модный приговор» (в последнем – в качестве независимого эксперта). Не оставляет Александр Валерьянович и ресторанный бизнес.