28-летний спортсмен из Ростова стал настоящим открытием апрельского чемпионата Европы в Словении: он не только завоевал единственное золото нашей сборной, но и - самое удивительное! - сделал это после семилетнего отсутствия на помосте.
Российская сборная по спортивной гимнастике переживает сейчас не лучшие времена. Форма лидеров оставляет желать много лучшего, и, по прогнозам специалистов, на Олимпийских играх в Афинах от них не следует ждать чудес. Одним из немногих, кто может порадовать болельщиков, является АЛЕКСАНДР САФОШКИН. 28-летний спортсмен из Ростова стал настоящим открытием апрельского чемпионата Европы в Словении: он не только завоевал единственное золото нашей сборной, но и - самое удивительное! - сделал это после семилетнего отсутствия на помосте. В эти дни российские гимнасты уже находятся в Греции, где проводят заключительный сбор перед Олимпиадой. Накануне отъезда с Сафошкиным побеседовал корреспондент "Известий" ВЛАДИМИР РАУШ.
- Последнее время новости из стана российской команды приходят не самые оптимистичные. Неужели все так плохо?
- Сдержанные комментарии главного тренера сборной Леонида Аркаева не должны вводить в заблуждение. Перед крупными стартами все немного напряжены. Причина волнений понятна: на нас лежит огромная ответственность. Осторожность в словах Аркаева вызвана прежде всего боязнью сглазить, а не недовольством качеством подготовки. Все ребята работают на совесть - в этом сомневаться не приходится.
- А как же эпидемия травм, которая настигла сборную?
- Серьезную травму получил только Евгений Подгорный. Женя повредил мышцы живота и не сможет принять участие в Олимпиаде. Остальное - так, по мелочи: ушибы, вывихи. Чаще всего гимнасты выбивают пальцы, но на это никто даже внимания не обращает. Привыкли.
- После успеха в Словении многие ждут от вас золота на кольцах и в Афинах. Это давит?
- Я стараюсь не обращать внимания на такие разговоры. Только и слышишь вокруг: "рассчитываем, ждем". Принимать все это близко к сердцу нельзя, иначе можно и перегореть. Главное - самому получить удовлетворение от выступления. Но такие случаи можно на пальцах пересчитать: я редко бываю довольным самим собой.
- Перед Олимпиадой чемпионскую программу изменили?
- Немного - в сторону усложнения. Вместе с тренером добавили в силовой части, за счет этого выросла базовая оценка. Надеюсь, что и итоговые баллы станут выше.
- На каких еще снарядах, помимо колец, планируете выступить в Афинах?
- На брусьях и в опорном прыжке. Правда, над последним упражнением я работаю всего полгода - это очень маленький срок. Тем не менее стоит задача выйти с ним в финал.
- Первые два дня соревнования гимнастов будут начинаться довольно рано. С подъемом проблем не возникнет?
- Этот момент тоже предусмотрен. Чтобы мы быстрее привыкли к расписанию Игр, тренеры еще во время сборов на базе "Озеро Круглое" будили нас в семь утра. Представителям мужской сборной, можно сказать, еще повезло. Девочек наставники поднимали с постелей еще на час раньше! (Смеется)
- О цирковом этапе вашей карьеры наслышаны многие. Как вы оказались на манеже?
- В юности я звезд с неба не хватал, дотянул только до мастера спорта. Вернувшись из армии в 1996-м, оказался на распутье: казалось, продолжать спортивную карьеру нет смысла. И тогда я обратился за помощью к знакомому цирковому режиссеру. Он хорошо знал мои возможности, поэтому с трудоустройством проблем не возникло. Постановка номера заняла три года, еще год я выступал с ним в Ростовском цирке. Потом меня заметили в Москве и пригласили в Цирк Никулина.
- Неужели цирковой номер готовится так долго?
- А как же! Работа воздушного гимнаста - занятие непростое. Ежедневные двухразовые репетиции плюс занятия с хореографом.
- Слышал, вам приходилось еще и фехтовать?
- Все дело в специфике моего номера - он назывался "Самурай". Сначала я делал упражнения на кольцах, а потом в партере работал с мечом. Естественно, пришлось освоить некоторые фехтовальные навыки. Зато на арене все выглядело очень эффектно.
- Выступать под куполом не только сложно, но и рискованно. Чрезвычайные происшествия были?
- От падений и других экстремальных ситуаций бог миловал. Хотя нештатные варианты случались. Например, мне доводилось выступать не в стационарном цирке, а на сцене в каком-нибудь концертном зале. Приезжаешь туда и шаришь глазами по потолку: где тут можно закрепить тросы?
- Работа в цирке сильно отличается от выступлений на гимнастическом помосте?
- Если говорить о технической стороне вопроса, специфика не очень большая: кольца те же, только тросы немного длиннее. Самое главное отличие заключается в атмосфере. К примеру, в спорте подходишь к снаряду и делаешь упражнение, не обращая внимания на болельщиков. В цирке все по-другому: присутствие зрителей чувствуешь почти физически. Первое время из-за этого ощущения я просто боялся выходить на манеж. Висел на кольцах и терялся: куда смотреть, кому улыбаться?
- На гастроли ездили?
- Это один из плюсов цирковой работы - за семь лет я объехал почти весь мир. Часто гастроли были долгими, чуть ли не по полгода. За это время успевал и страну как следует посмотреть, и с людьми познакомиться. Больше всего мне понравилось в Норвегии - чистенько все, аккуратно. Своей древней культурой запомнилась и Япония.
- Знаю, цирк подарил вам не только новую профессию, но и жену?
- С Катей мы, действительно, познакомились на манеже - она тоже бывшая спортсменка, занималась художественной гимнастикой. Пришла в цирк делать свой номер, там я ее и высмотрел.
- Она не ревновала вас к поклонницам? Говорят, среди них была даже принцесса Монако Стефани.
- Далась вам эта Стефани! (Смеется). Подумаешь, прислала несколько букетов и пару открыток! Артистам часто оказывают знаки внимания, всех и не упомнишь. А со Стефани я даже не встречался ни разу. Да и потом, давно это было...
- Раз все складывалось так замечательно, зачем вы снова пришли в большой спорт?
- Соскучился. Последние несколько лет не давала покоя мысль: почему же все-таки у меня с гимнастикой не получилось? И другая: вот бы попытать счастья еще разок. Прошлой весной, перед отъездом на гастроли в Германию, зашел в свой гимнастический зал - к бывшему тренеру Анатолию Левшину. И вдруг он спрашивает: вернуться не хочешь? Сейчас правила изменились, можно даже на одном снаряде выступать. Подумай, мол. А мне и думать даже не надо было. Приехал с гастролей - и прямиком к Левшину, на тренировку.
- После Олимпиады собираетесь вернуться в цирк?
- Не знаю, после Олимпиады ли, но вернусь обязательно. Я его никогда не брошу.