А.И. Рукавишников - Народный художник России (1995), Заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 года - член-корреспондент, с 1997 года - действительный член Российской академии художеств. Член Союза художников с 1974 года; в 1986-88 годах - секретарь правления Союза художников СССР.
Родился 2 октября 1950 года в Москве, в семье скульпторов И.М. Рукавишникова (1922-2000) и А.Н. Филипповой (1923-1988). Супруга - Рукавишникова Ольга Михайловна (1953 г. рожд.). Сын - Рукавишников Филипп Александрович (1974 г. рожд.). Дочь - Рукавишникова Наталья Александровна (1993 г. рожд.).
ександр Иулианович Рукавишников - третий в династии потомственных скульпторов. Его дед, Митрофан Сергеевич Рукавишников, был автором не только скульптурных памятников, но и графических работ, и эскизов театральных костюмов, и интереснейших монументальных проектов, многие из которых не могли быть воп
лощены, так как жить ему выпало в весьма нелегкую эпоху (Митрофан Сергеевич умер в 1946 году). Иулиан Митрофанович продолжил дело отца. Ученик А.Т. Матвеева и Н.В. Томского, Народный художник СССР (1988), он является автором памятников А.П. Чехову в Таганроге (1960) и "Освободителям города Ростова-н
а-Дону от фашистских оккупантов" (совместно с А. Филипповой, 1984), обелиска на месте гибели космонавта Ю.А. Гагарина и летчика-испытателя В.С. Серегина (1975), серии скульптурных произведений на тему "Природа" (Эволюция и превращения, 1973-90) и других.
В 1974 году Александр Рукавишников окончил с
отличием Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская Л.Е. Кербеля). В 1976 году его произведения "Микеланджело" и "Бригада" были отмечены премией Ленинского комсомола.
Разносторонне одаренный мастер, А.И. Рукавишников работает над монументальными и станковыми
композициями, скульптурными портретами, успешно занимается живописью, графикой, медальерным искусством, инсталляцией. Он работает в широком стилистическом спектре - от использования приемов натурализма и новой классики в портретах легко и органично переходит к гротесковым стилизациям, выступает зач
астую как неоархаик, вдохновляется стилистикой древнерусской иконописи и дальневосточной пластики. Художник апеллирует к различным историческим образцам мирового искусства. Он иллюстрирует стремительность потока времени, импрегнированного замкнутой цикличностью движения извечного "маятника" романтиз
м - классицизм.
Широкую известность А.И. Рукавишникову принесла работа над памятником Владимиру Высоцкому, который был установлен в 1984 году на могиле поэта на Ваганьковском кладбище. Скульптор изобразил поэта в стремительном движении, словно разрывающим узы политической цензуры. Рукавишников наше
л удивительно точное решение: лейтмотив памятника - гражданская исповедь Высоцкого, знаменитая песня "Кони". За спиной поэта головы коней - вечная метафора необратимости бега времени.
Программная работа, созданная Александром Рукавишниковым в соавторстве с отцом скульптором И.М. Рукавишниковым, наз
ывается "Капельные часы" (1988). Вода - символ жизни и вечного движения в природе - предстает и как мера времени. В двух стеклянных емкостях часов помещены две небольшие фигурки. Человек-канон Леонардо да Винчи (у Леонардо он встроен в конструкцию геометрических фигур - круг, квадрат) помещен в цент
р осей и силовых линий мироздания. Это "центростремительный" человек. Другая фигурка - человек геометрический, знаковый, проектный. Он ассоциируется одновременно и с архаическими рисунками, и с условными персонажами кубофутуристической живописи, и с героями современной компьютерной анимации. Это "це
нтробежный" человек, он не стержень мироустройства, а лишь малая повторяющаяся периферийная частица. При повороте часов фигурки меняются местами, "отмечая" смену культурно-исторического периода (архаика - классика, классика - авангард).
В ХХ веке стала очевидной относительность противопоставления «
прошлое – современное». И авангард 1910-20-х годов, и массовая культура второй половины ХХ столетия выдвинули своих классиков - кумиров, вошедших в общемировое культурное пространство. В то же время образы искусства прошлых эпох были вовлечены в текущий художественный процесс. Эти временные сдвиги о
щущает и по-своему интерпретирует Александр Рукавишников.
Художника вдохновила личность Джона Леннона, в образе которого соединилась экстравагантность кумира поп-культуры и величие таланта. В портрете Леннона (1982) Рукавишников совмещает психологизм с фотографической точностью передачи деталей и ф
актур. Перед зрителем словно двойник безвременно ушедшего музыканта. Он вступает в вечность. Удачно используя приемы гиперреализма, художник самой пластикой выражает мысль о неоценимом вкладе Леннона - дадаиста и духовного лидера культуры ХХ века. В 1984 году на выставке "Весенний салон" в Гран-Пале
(Париж) за скульптуру "Джон Леннон" Александр Рукавишников был награжден серебряной медалью Французской академии искусств.
В творчестве А.И. Рукавишникова опосредованно проявилось его увлечение спортом, восточной философией и восточными боевыми искусствами. Еще студентом Рукавишников начал работу
над циклом, посвященным спорту (скульптурные композиции "Боксер", "Борцы" и др.). В 1972-77 годах он занимался в Центральной школе каратэ под руководством А. Штурмина - основоположника русской школы каратэ, стал обладателем "черного пояса" по школе СЭНЭ (знак совершенства). С 1990 года А.И. Рукавишн
иков является президентом Федерации каратэ города Москвы.
В его композициях спортсмены даны в характерных боевых позах, остро схвачены профессиональные движения ("Тейк-вон-до", 1976; "Сумо",1979 и др.). Во всем блеске боевой позы предстает инструктор по каратэ Виталий Пак (1977): широко расставив б
осые ноги, он балансирует на необычном постаменте в форме древнекитайского знака "инь-ян", символизирующего единство противоположных начал Бытия. В 1977 году скульптурная композиция "Инструктор каратэ В. Пак" была приобретена Государственной Третьяковской галереей.
Как передать в скульптуре момент
отчаянной спортивной борьбы, когда в мгновенном движении концентрируются все психологические и физические ресурсы организма? Художник отлично решил эту задачу. В композиции "Тамара Быкова – экс-чемпионка мира по прыжкам в высоту" (1983) он использует прием крупного кадра. Изображает не всю фигуру, а
лишь лицо, парящее над планкой, - мгновение победы, высвеченное в потоке времени.
Скульптурный портрет занимает особое место в творчестве А.И. Рукавишникова. Создавая портреты деятелей истории, литературы, искусства, спорта, скульптор постигает характер той или иной личности, проникает в скрытый м
ир ее мыслей, намерений. В портретах скульптора сочетаются жизненная достоверность и психологическая емкость. Яркий пример тому - монумент В.Н. Татищеву, открытый в 1998 году в Тольятти.
Памятник решен как миниатюрная крепость Петровской эпохи - стены каменной кладки с выступающими вперед многоугол
ьными башнями. В центре - величественная каменная статуя на гигантском постаменте. Державность и патетика, запечатленные в статуе, широкий жест всадника, живописная графика силуэта, так же как парафраз форта в постаменте, придают композиции характер исторического документа в противовес внеисторическ
ому художественному решению монумента.
Исторический персонаж - своеобразный проводник культуры другой эпохи в современную художественную практику. Работая над статуей Ф.М. Достоевского, Рукавишников не мог пройти мимо передвижников, искусство которых формирует фон эпохи. Почти болезненный аскетизм,
внутренняя неуверенность, замкнутость и тревога - эти черты были присущи Достоевскому, однако Рукавишникову в созданной им статуе удалось преодолеть известные эстетические принципы критического реализма, чуждые ему как автору. Памятник установлен в 1997 году перед зданием Центральной государственно
й библиотеки в Москве.
Как человек широких интересов, Александр Рукавишников черпает художественные идеи в различных пластах мировой культуры. В серии портретов легендарных героев и выдающихся личностей русской истории "Корни России" (1981-84) - "Сергий Радонежский", "Дмитрий Донской", "Пересвет",
"Феофан Грек" - художник обращается к традиции древнерусской деревянной пластики и иконописи. Мягкий округлый силуэт фигур, охристо-зеленоватые тона тонировки, просветленные иконописные лики. Едва ли не первостепенное значение имеет жест: у Феофана Грека руки сложены благоговейно-молитвенно, у Серги
я Радонежского - благословляющий жест, у Дмитрия Донского руки - на мече в клятвенном прикосновении.
С конца 1980-х годов Рукавишникова захватывает стихия языческой культуры. Он погружается в чудесный, загадочный мир, "воссоздает" Кострому - мифологический персонаж, связанный с обрядами «отмыкания»
весны, с культом плодородия и пробуждения растительного мира. Кострома представлена как деревянный языческий идол, оживающий, подобно Осирису, и прорастающий чудесными цветами.
В серии "Языческие богини" (1990-е годы) художник творит собственный мифологический пантеон. В большинстве языческих комп
озиций он использует прием контрастного чередования разных материалов (белый мрамор, темная бронза, алюминий), фактур и объемных форм, которые надстраиваются друг над другом, как ярусы Вавилонской башни.
Династию скульпторов Рукавишниковых продолжает сын Александра Иулиановича - Филипп Александрови
ч. В 1999 году Александр и Филипп Рукавишниковы закончили работу над портретным памятником Владимиру Набокову, который был установлен в городе Монтре (Швейцария). Статуя создана скульпторами на собственные средства и, по существу, является даром городу, в котором жил Набоков.
Среди основных работ А
.И. Рукавишникова также: монументально-декоративная композиция "Фонтан" для гостиницы "Орленок" в Москве (1978); монументальная композиция "Шаман" в Данилов-граде, Черногория (1983); памятники П.Н. Нестерову в Нижнем Новгороде (1983-1985, совместно с И.М. Рукавишниковым), В.И. Ленину в предместье Ко
пенгагена (1984), М.О. Микешину в Смоленске (1985); монументальная композиция, посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве (1985); композиция "Победитель звездных войн" в парке скульптуры Джона Вильсона в Лейк-Сайде (1986); памятник павшим интернационалистам в Мадриде (1988);
серии живописных произведений "Богини", "Воины", "Языческая Вселенная" (1989); скульптурная композиция "Н.В. Гоголь" (1989); серия рисунков "Птицы", "Любовь" (1990-91); серии графических листов "Языческая Вселенная", скульптурные композиции "Богиня (I)", "Богиня (II)", "Позвоночник" (1992); "Над пра
хом павших - мир живым" - символический крест на 72-м километре Минского шоссе под Москвой (1995); "Нулевой километр" - мемориальный знак начала российских дорог на Красной площади в Москве (1996); памятники Николаю Старостину (1996), Льву Яшину (1996-97) и Эдуарду Стрельцову (1998) в Лужниках в Мос
кве, двукратному олимпийскому чемпиону по борьбе И. Ярыгину (1998), памятник Льву Яшину на стадионе "Динамо" (1999), памятник Юрию Никулину на Цветном бульваре (2000); мемориальный знак, посвященный Артему Боровику на здании холдинга "Совершенно секретно" (2000); памятный знак в Лужниках, посвященны
й победителям "Олимпиады-80" и Х.А. Самаранчу (2001).
В 1996-97 годах А.И. Рукавишников совместно с И.М. Рукавишниковым принимал участие в восстановлении горельефов храма Христа Спасителя.
Работы А.И. Рукавишникова "Бригада" (1976), "Портрет В. Высоцкого" (1982), композиции на тему спорта "Каратэ"
(1981) и "Кью-до" (1982) были отмечены в 1982 году серебряной медалью Академии художеств СССР (ныне - Российская академия художеств).
В 1996 году за выставку работ трех поколений скульпторов Рукавишниковых, прошедшую в мае-июне 1993 года в залах Российской академии художеств, Александр Иулианович
и Иулиан Митрофанович Рукавишниковы были награждены золотыми медалями Российской академии художеств.
А.И. Рукавишников - постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. В 1988 году он представлял СССР на Всемирном арт-симпозиуме в Сеуле (Южная Корея). В Национальном парке
Сеула была установлена его монументальная композиция "Мама". Персональные выставки Рукавишникова прошли в Центральном Доме художника и в залах Российской академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мир
Работы А.И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.
А.И. Рукавишников ведет активную педагогическую деятельность. С 1994 года он руководит персональной скульптурной
мастерской, а с 1999 года возглавляет кафедру скульптуры Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова, профессор.
А.И. Рукавишников - Народный художник России (1995), Заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 года - член-корреспонд
ент, с 1997 года - действительный член Российской академии художеств. Член Союза художников с 1974 года; в 1986-88 годах - секретарь правления Союза художников СССР.
С 1997 года Александр Иулианович является членом Президентской комиссии по культуре. Он награжден орденами "Знак Почета" (1986), Друж