После войны продолжал служить в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию в 1948 году, Военную академию Генерального штаба в 1957 году, командовал истребительным полком и авиационной дивизией. Военный лётчик 1-го класса. С 1964 года работал в НИИ теоретической и экспериментальной физики. В 1967 году окончил вечернее отделение физического факультета МГУ, работал в одном из НИИ. Является соавтором 6 научных публикаций. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, а также монгольским орденом "За воинскую доблесть".
Родился 3 Ноября 1915 года в городе Добрянка, ныне Пермской области, в семье вальцовщика листопрокатного цеха металлургического завода. Окончил школу ФЗУ в 1933 году, работал слесарем - инструментальщиком на Добрянском металлическом заводе. В 1933 - 1935 года учился на физическом факультете Пермского университета, в это же время окончил аэроклуб. В 1935 году по комсомольской путёвке поступил в 3-ю военную школу лётчиков ( город Оренбург ). В 1936 году переведён во 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков им. Осоавиахима ( город Борисоглебск ), по окончании которой служил младшим лётчиком и командиром звена.
С 23 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин - Гол. За время участия в боевых действий командир звена 22-го истребительного авиационного полка Лейтенант А. П. Пьянков совершил 112 боевых вылетов, в 21 воздушном бою сбил лично 3 и в группе 8 самолётов противника. Участвуя в 13 штурмовках, нанёс большой урон врагу в живой силе и технике. Совершил 17 вылетов на разведку. В одном из боёв был дважды ранен, но продолжал сражаться с 5 японскими истребителями. За участие в Майских боях был награждён орденом Красного Знамени ( 29.08.1939 г. ) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" ( 10.08.1939 г. ). 17 Ноября 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После боёв в Монголии командовал эскадрильей 16-го истребительного авиаполка. С Сентября 1940 года по Июнь 1941 года был слушателем Военной академии командного и штурманского состава ВВС.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Сражался на Юго - Западном и Крымском фронтах командиром эскадрильи и заместителем командира полка. Тяжело ранен 9 Октября 1941 года. После излечения в госпитале был лётчиком - инспектором ВВС Красной Армии, а затем управления ВВС Сибирского военного округа.
После войны продолжал служить в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию в 1948 году, Военную академию Генерального штаба в 1957 году, командовал истребительным полком и авиационной дивизией. Военный лётчик 1-го класса. В 1960 году Полковник А. П. Пьянков уволен с военной службы по болезни. Жил в Москве. С 1964 года работал в НИИ теоретической и экспериментальной физики. В 1967 году окончил вечернее отделение физического факультета МГУ, работал в одном из НИИ. Является соавтором 6 научных публикаций. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, а также монгольским орденом "За воинскую доблесть". Умер 27 Июня 1988 года.
* * *
Первая встреча с японскими истребителями в ясный полдень 27 Мая для Александра Пьянкова оказалась неудачной. В тот день эскадрилья И-16 из 22-го ИАП под командованием Старшего лейтенанта Черенкова перебазировалась на передовой аэродром у горы Хамар - Даба.
В 9 часов шестёрка И-16 во главе с комэском взлетела на перехват 9 японских истребителей Кi-27, замеченных постом ВНОС у озера Буир - Нур. Бой окончился не в нашу пользу.
В ходе боя в моторе И-16 Пьянкова произошла серьёзная авария - провернулась втулка коленчатого вала. Александр пошёл на вынужденную посадку. Перед приземлением оглянулся на преследующих японских лётчиков и в ту же секунду был ранен в лицо. Изо рта хлынула кровь...
Огромным усилием воли Александр посадил самолёт в степи. Выбрался из кабины и спрятался под машину, прислонив голову к узлу шасси. Два японских истребителя стали яростно обстреливать самолёт и с 5-го захода подожгли его.
Опасаясь взрыва бензинового бака, Пьянков отполз в сторону. Дым горящей машины маскировал лётчика, однако японцы его всё - таки заметили и открыли огонь из пулемётов. Александр упал на землю и не шевелился... Посчитав задачу выполненной, самураи улетели в восточном направлении.
День клонился к вечеру. Оставаться возле горящего самолёта было опасно: в степи рыскали конные группы японских разведчиков и диверсантов. Сплошного фронта не было, и они легко проникали в наш тыл. Пьянков это знал, поэтому решил немедленно уходить на запад в сторону своего аэродрома, который располагался близ Тамцак - Булака.
Шёл всю ночь. К полудню следующего дня выбился из сил и решил отдохнуть. Забрался на бугорок и лёг на прогретый солнцем песок. Хотелось спать, но уснуть не мог. До мельчайших подробностей воспроизводил в памяти детали воздушного боя: "Наших истребителей было 6, японских - 9. Самураи имели преимущество в высоте, атаковали со стороны солнца. На японских истребителях установлены радиопереговорные устройства, поэтому в бою лётчики действовали согласованно. А что у нас ? Хотя И-16 превосходили японские И-96 в скорости, но уступали им в маневренности. Как только началась схватка, наши звенья распались, лётчики сражались поодиночке. Радиостанций на самолётах нет, поэтому боем никто не мог управлять. Японцы вели бой на виражах - это им было выгодно, а мы не сумели противопоставить им свою тактику, не смогли использовать главное преимущество - скорость..."
Во второй половине дня, когда жара спала, Пьянков вновь двинулся в путь. Вскоре он вышел на полевую дорогу, и его подобрала грузовая полуторка, следовавшая в Тамцак - Булак. Отсюда раненого лётчика, потерявшего много крови, отправили в Баянтуменский военный госпиталь. Здесь ему сразу же сделали операцию.
О судьбе лётчиков эскадрильи, вылетавших 27 Мая, Александр узнал спустя несколько дней, когда в госпитале его посетили боевые друзья. Они сообщили, что в тот день в воздушном бою погибли Старший лейтенант Николай Черенков и Младший лейтенант Василий Паксютов. При посадке на своем аэродроме разбился помощник командира эскадрильи Капитан Андрей Савченко. Трое из шести, вылетавших на боевое задание. А 9 японских И-96 ушла безнаказанно...
Друзья рассказали Пьянкову, что на следующий день в воздушном бою полк потерял 9 истребителей И-15бис...
- Будем учиться воевать, - заявил командир эскадрильи Александр Мурмылов.
Учились 3 недели. Учились упорно и настойчиво под руководством
опытных боевых лётчиков, прибывших на Халхиы - Гол из Москвы в составе группы комкора Смушкевича. Свои знания и опыт лётчикам полка передавали Герои Советского Союза Григорий Кравченко, Александр Гусев, Иван Лакеев, Николай Герасимов и другие. И результаты сказались в первом же крупном воздушном сражении 22 Июня. Небо было очищено от японцев, которые в тот день недосчитались более 30 машин. Через 4 дня в районе озера Буир - Нур японцы потеряли ещё 25 самолётов, в то время как наша группа лишилась только 2 машин. Вскоре советские лётчики завоевали господство в воздухе и удерживали его до конца боёв.
В середине Июня, ещё не залечив рану, Пьянков настоял на выписке из госпиталя, вернулся в свой полк и сразу же включился в боевую работу. После тренировочных полётов однажды в паре с Лейтенантом Андреем Акимовым вылетел на разведку противника. Над горой Баян - Цаган, где в те Июльские дни шло кровопролитное сражение, лётчики встретились с 7 японскими истребителями и вступили с ними в бой. Имея численное превосходство, японцы надеялись на лёгкую победу и вели себя самоуверенно. Однако Пьянков и Акимов сражались отчаянно и выжимали из своих машин всё, что они могли дать. После сложных головокружительных маневров Пьянков зашёл в хвост И-96 и меткой очередью поразил его. Почти одновременно второго И-96 подбил Андрей Акимов. Дружная пара шла в лобовые атаки, бросалась в отвесное пике, свечой взмывала вверх. Наши лётчики навязали японцам свою тактику боя, лишив их возможности использовать маневренные качества своих истребителей. В этом бою Пьянков и Акимов сбили ещё один японский истребитель и благополучно вернулись на свой аэродром.
За боем мужественных лётчиков, одерживавших победу над врагом, наблюдал с командного пункта ВВС комкор Я. В. Смушкевич. Он объявил лётчикам благодарность и представил каждого к ордену Красного Знамени.
В конце Июля нашему командованию стало известно, что противник оборудовал вблизи фронта аэродром, с которого начали дерзко действовать японские истребители. Пьянкову было приказано разыскать аэродром противника. В первый вылет он долго кружил над заданным районом, но ничего не обнаружил.
Полёты на разведку продолжались более недели, однако вражеский аэродром словно сквозь землю провалился. Александр уже потерял всякую надежду на успех. Но однажды во время очередного вылета, когда над землей висели низкие облака, он пошёл на отчаянный риск: спикировал с высоты в облачность. Можно было врезаться в сопку, но всё обошлось благополучно. Пробив облака, Пьянков оказался в 80 метрах от земли. То, что он увидел, поразило своей неожиданностью: на шоссе Ганьчжур - Джин-Джин-Сумэ делал разбег для взлёта японский истребитель. Второй выруливал к рокаде от копен сена, находившихся на зелёном лугу возле шоссе. Несколько солдат разбирали одну из копен, под которой ясно просматривались фюзеляж и крылья истребителя. Завидев советский самолёт, мчавшийся над рокадой, солдаты стали разбегаться и прятаться в укрытия. Пьянков на бреющем полёте ещё раз прошел над рокадой и, набрав высоту, скрылся в облаках. Через полчаса приземлился на аэродроме и о результатах разведки доложил командиру полка Майору Кравченко.
- Как прикрыт этот район средствами ПВО ? - спросил Кравченко.
- Две батареи 75-мм калибра стоят в Джин - Джин - Сумэ. Вблизи аэродрома на песчаной сопке ещё раньше мною была замечена батарея малокалиберной зенитной артиллерии...
- Сколько самолётов на аэродроме ?
- Я насчитал десятка полтора копен сена, - ответил Пьянков и набросал на чистом листе бумаги примерный план их расположения. - Вот такой "букет", товарищ Майор: 4 "куста" по 4 "лепестка" в каждом...
- Значит, самураи хотели провести нас, - заметил Кравченко. - Хитрецы, ничего не скажешь...
- Японцы, товарищ Майор, мастера по части "букетов", - заметил комиссар полка Владимир Калачёв. - У них это икебаной называется...
Через 2 часа "икебана" взлетела на воздух. Группу лётчиков, штурмовавших аэродром, возглавлял Александр Пьянков.
За время боёв на Халхин - Голе Лейтенант А. П. Пьянков произвёл 112 боевых вылетов, провёл 21 воздушный бой, сбил лично 3 ( по другим источникам - 4 ) и в составе группы 8 японских самолётов. В представлении Пьянкова к званию Герой Советского Союза указывалось:
"В боях дерётся храбро и отважно, проявлял героизм. Будучи раненым второй раз в спину, не уходил из эскадрильи, водил звено в бой и продолжал громить врага, не раз дрался с превосходящими силами противника ( один против пяти японских истребителей )".
После окончания боевых действий в Монголии, был назначен командиром 3-й эскадрильи 16-го ИАП 57-й истребительной авиабригады им. В. Г. Рахова Московского военного округа.
17 Ноября 1939 года, за мужество проявленное в боях, Старший лейтенант Пьянков Александр Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза. Правительство Монгольской Народной Республики наградило его своим военным орденом.
По итогам зимнего периода 1939 - 1940 годов эскадрилья под командованием Пьянкова была признана лучшей в бригаде и получила переходящее Красное знамя.
В эскадрилье Пьянкова начал свою службу Василий Сталин. На авиазаводе № 1 специально для сына вождя был заказан истребитель И-153. Командир бригады приказал не передавать его Лейтенанту В. И. Сталину пока на нём не будет произведён общий налёт не менее 10 часов с опробованием её на пилотаже и стрельбе.
28 Июня 1940 года на Люберецком аэродроме во время тренировочных полётов произошло ЧП. Пилотируя самолёт Сталина, Пьянков произвёл посадку на фюзеляж, так как не выходила правая нога шасси.
В 1940 году он поступил в Военно - Воздушную академию им. Жуковского.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка. Воевал на Юго - Западном направлении и в Крыму. В Октябре 1941 года в воздушном бою над Перекопом был тяжело ранен, больше года находился в госпиталях на излечении. Но всё же сумел вернуться в строй.
Затем служил лётчиком - инспектором Лётной инспекции ВВС.