Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамении, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, двумя орденами «За воинскую доблесть» МНР.
Родился в семье вальцовщика листопрокатного цеха металлургического завода. Русский. Работал слесарем механического цеха Добрянского металлургического завода. В 1933-35 гг. учился на физическом факультете Пермского университета. Окончил Пермский аэроклуб.
В РККА с 1935 г. По партийно-комсомольскому набору был направлен в 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге.
В 1936 г. был переведен во 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске, которую окончил в том же году.
Служил младшим летчиком, а затем командиром звена в Забайкальском военном округе.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с мая 1939 г. Был командиром звена 22-го иап. Совершил 56 боевых вылетов (в т.ч. 17 вылетов на разведку), провел 20 воздушных боев и 13 штурмовок, сбил 4 самолета лично и 8 в группе. Был дважды ранен. Награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).
27.05.39 г. эскадрилья И-16 из 22-го иап под командованием старшего лейтенанта Черенкова перебазировалась на передовой аэродром у горы Хамар-Даба.
В 9.00 шестерка И-16 во главе с комэском взлетела на перехват девятки японских истребителей Кi.27, замеченных постом ВНОС у озера Буир-Нур. Бой окончился не в нашу пользу. Были сбиты и погибли старший лейтенант Черенков и младший лейтенант Паксютов Капитан Савченко разбился, пытаясь посадить тяжело поврежденную машину. Лейтенант Пьянков был ранен... Японцы потерь не имели.
В ходе воздушного боя в моторе истребителя Пьянкова произошла серьезная авария - провернулась втулка коленчатого вала. Во время вынужденной посадки его атаковали два Кi.27. Он оглянулся чтобы проверить заднюю полусферу и был ранен в лицо.
И все-таки ему удалось посадить свой самолёт. Он выбрался из кабины и спрятался под машину, прислонившись к узлу шасси. Два японских истребителя стали яростно обстреливать самолёт и с пятого захода подожгли его.
Опасаясь взрыва бензобака, Пьянков отполз в сторону. Дым горящей машины маскировал лётчика, однако японцы его заметили и открыли огонь. Упав на землю, летчик не шевелился... Посчитав задачу выполненной, самураи улетели в восточном направлении.
День клонился к вечеру. Оставаться возле догорающего самолёта было опасно: в степи рыскали конные группы японских разведчиков и диверсантов. Сплошного фронта не было, и они легко проникали в наш тыл. Пьянков это знал, поэтому решил немедленно уходить на запад в сторону своего аэродрома.
Он шёл всю ночь. К полудню следующего дня выбился из сил и решил отдохнуть. Забрался на бугорок и лёг на прогретый солнцем песок... Во второй половине дня, когда жара спала, вновь двинулся в путь. Вскоре он вышел на полевую дорогу, и его подобрала грузовая полуторка, следовавшая в Тамцаг-Булак. Отсюда раненого лётчика, потерявшего много крови, отправили в госпиталь в Баян-Тумен. Здесь ему сразу же сделали операцию.
В середине июня, ещё не залечив рану, Пьянков настоял на выписке из госпиталя, вернулся в свой полк и сразу же включился в боевую работу. В одном из разведывательных полетов пара Пьянкова столкнулась с 7 японскими истребителями. Имея численное превосходство, японцы надеялись на лёгкую победу и вели себя самоуверенно. Пьянков решил принять бой. После сложных головокружительных маневров ему удалось зайти в хвост и меткой очередью поразить вражеский истребитель. Почти одновременно его ведомый сбил второй японский самолет. Дружная пара шла в лобовые атаки, бросалась в отвесное пике, свечой взмывала вверх. Наши лётчики навязали японцам свою тактику боя, лишив их возможности использовать маневренные качества своих истребителей. Сбив ещё один японский истребитель советские летчики благополучно вернулись на свой аэродром.
С командного пункта ВВС за боем наблюдал комкор Смушкевич. Он объявил лётчикам благодарность и представил к орденам Красного Знамени.
После окончания боевых действий был назначен командиром 3-й эскадрильи 16-го иап 57-й истребительной авиабригады им. В.Г. Рахова Московского военного округа.
17.11.39 г. старший лейтенант Пьянков Александр Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза.
В представлении Пьянкова к званию Герой Советского Союза указывалось: «В боях дерется храбро и отважно, проявлял героизм. Будучи раненым второй раз в спину, не уходил из эскадрильи, водил звено в бой и продолжал громить врага, не раз дрался с превосходящими силами противника (один против пяти японских истребителей)».
По итогам зимнего периода 1939-40 гг. эскадрилья под командованием старшего лейтенанта Пьянкова была признана лучшей в бригаде и получила переходящее Красное знамя.
В эскадрилье Пьянкова начал свою службу Василий Сталин. На авиазаводе № 1 специально для сына вождя был заказан истребитель И-153. Командир бригады приказал не передавать его лейтенанту Сталину пока на нем не будет произведен общий налет не менее 10 часов с опробованием ее на пилотаже и стрельбе.
28.06.40 г. на Люберецком аэродроме во время тренировочных полетов произошло ЧП. Пилотируя самолет Сталина, Пьянков произвел посадку на фюзеляж, т.к. не выходила правая нога шасси.
В сентябре 1940 г. он поступил в Военную академию командного и штурманского состава ВВС.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка. Воевал на Юго-Западном направлении и в Крыму.
9.10.41 г. в воздушном бою над Перекопом был тяжело ранен.
Больше года находился в госпиталях на излечении, но все же сумел вернуться в строй. Служил летчиком-инспектором Летной инспекции ВВС, а затем управления ВВС Сибирского военного округа.
В 1948 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а в 1957 г. - Военную академию Генштаба. Командовал авиаполком, авиадивизией. С 1960 г. военный летчик 1-го класса полковник Пьянков - в запасе.
Жил в Москве. С 1964 г. работал в НИИ теоретической и экспериментальной физики. В 1967 г. окончил вечернее отделение физического факультета МГУ. Является соавтором шести научных публикаций.